Дмитриенко Марина Сергеевна
Консультация для педагогов «Конструирование дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры раскрывают ребенку практическую целесообразность конструирования, в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретенные на занятиях.
Но игра в то же время ставит перед детьми новые конструктивные задачи, требующие проявления инициативы и изобретательности. Строительная игра позволяет отражать окружающую ребенка жизнь в разных постройках и связанных с ними действиях.
Публикация «Консультация для педагогов „Конструирование дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Основные строительные умения дети приобретают на занятиях по конструированию : они осваивают элементарное строение тех предметов, которые можно создать – стены дома, крышу, окна и т. д.
Строительно-конструктивные игры являются практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка.
В отличие от ребенка при выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий. Все эти элементы намечаются и в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи.
Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д. В. Куцакова, 3. В. Лиштван, Л. В. Пантелеевой и др.) детскому конструированию отводится большая роль. По мнению этих исследователей, конструирование из строительного материала активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а также совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.
Конструирование предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон развития дошкольников с ОВЗ. В конструировании происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок старшего возраста с ОВЗ осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы.
Обучение детей с ОВЗ конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.
На занятиях конструктивной деятельностью у них формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования.
Анализ специальной литературы позволил обозначить основные причины недоразвития конструирования у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) :
- недоразвитие мотивационной сферы, что ведет к недостаточному побуждению выполнения заданий конструктивного характера;
- ограниченный круг представлений об окружающем в целом и пространственных представлений, в частности;
- незрелость перцептивных действий, таких как определение и соотнесение с сенсорным эталоном;
- недостатки активности и концентрации произвольного внимания;
- недостатки объема оперативной памяти, что требует более частого сравнивания моделируемого объекта с образцом;
- недоразвитие мыслительной деятельности, особенно практических ее форм, а также пространственного анализа, умения анализировать целое через составляющие его части, строить умозаключения по аналогии, дифференцировать существенное и второстепенное;
- недоразвитие речи, особенно ее планирующей функции (в форме развернутого словесного формулирования стратегии действий, как во внешнем, так и во внутреннем плане).
В условиях конструктивной деятельности дошкольнику с ОВЗ как никому другому необходим индивидуальный и дифференцированный подход.