Марина Смирнова
Консультация для педагогов «Как объяснить родителям пользу эстетического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
В семье необходимо уделять внимание эстетическому воспитанию ребенка, формированию его эстетических потребностей и вкусов. В работе с родителями этому вопросу должно придаваться немаловажное значение.
Прекрасное в жизни и искусстве облагораживает человека, обогащает его духовный облик такими качествами, без которых невозможно гармоническое развитие личности. Эстетическое чувство есть основа нравственности.
Публикация «Консультация для педагогов „Как объяснить родителям пользу эстетического воспитания“» размещена в разделах
Путь человека в мир прекрасного начинается очень рано, и здесь первостепенная роль принадлежит семье.
Первые ощущения красоты очень стойкие. Они часто определяют и направляют чувство прекрасного многие годы, а иногда и всю жизнь. В счастливые минуты соприкосновения с красотой, будь то стройные и величественные проспекты города или неповторимые прекрасные пейзажи сельской местности, музыка Чайковского или традиционные песни русского и других народов, зарождается безотчетное чувство ощущения прекрасного, которое определяет взгляды человека, его духовный облик.
Эстетические чувства, умение воспринимать прекрасное не только обогащают жизнь человека, делают более красочным его духовный мир, но организуют и направляют его поступки и поведение. Эта эстетическая восприимчивость является той основой, на которой формируется активное и гуманистическое отношение к живой и неживой природе, предметами и явлениями окружающей жизни. Если родители научили ребенка любоваться красотой распускающихся деревьев и наслаждаться пеним птиц, он никогда уже не сможет стрелять в них из рогатки или забавляться обламыванием веток.
Взрослые, особенно родители, должны бережно, с уважением и чуткостью относиться к этому сложному и важному процессу постижения прекрасного, который происходит в душе у ребенка.
Красота окружающего мира, возвышенность человеческого подвига, героика труда, преломленная фантазией ребенка, в игровых, сказочных образах, глубже входит в его сознание, закрепляется как образец, для подражания, формирует его представление о гражданском долге, чести, мужестве.
Необдуманное, в спешке повседневных дел оброненное слово часто глубоко ранит восприимчивую душу малыша, омрачает радость увиденного и пережитого.
Большое значение для воспитания эстетических чувств, интересов, художественных наклонностей и развития дарований ребенка имеет внимание родителей к организации эстетической стороны быта семьи. Во время проведения родительских собраний воспитатель может в деликатной форме посоветовать родителям, как красиво и просто обставить и украсить квартиру, какие репродукции повесить. Где поставить вазу или безделушку, как привлечь ребенка к участию в заботах все семьи о чистоте и порядке в доме. Аляповатость, обилие ненужных ребенку предметов окружающей обстановки порождает безразличное к ним отношение, воспитывает безвкусицу.
Воспитатели обращают внимание родителей на то, что красивый быт, все, что окружает ребенка дома, поддерживает у него радостное настроение, укрепляет привязанность и уважение к родителям, заставляет гордиться ими, способствует созданию ровных отношений в семье.
Своим примером и отношением родители должны воспитывать у детей нетерпимость к грубости и бестактности в человеческих отношениях.
Воспитатели подготовительных групп к школе должны довести до сведения родителей 6-7 летних детей, чтобы они воспитывали нетерпимость к неряшливой прическе, беспорядку в одежде.
Неиссякаемым источником эстетического воспитания является природа. Если родители не понимают природу, не видят прекрасное в окружающем их мире, будь то лес или поле, река или болото, море или неб, их дети никогда в полной мере не почувствуют. Не узнают многообразия форм и красок родной природы, она станет для них источником наслаждения, не вызовет желания преобразовать ее для пользы человека. Проводя работу с родителями, воспитатель приобщает их к прекрасному, учит видеть и передавать детям бесконечно меняющиеся сочетания, оттенки и формы природного окружения.
Любая экскурсия с детьми в природу, поездка за город, прогулка в городском парке, на бульваре и просто по улице города, села может стать для них неиссякаемым источником приобщения к прекрасному. Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращают внимание детей на красоты природы (белый и пушистый снег, как красиво лопаются пузыри в лужах, на что похожи облака). Ребенок, умеющий любоваться цветами и животными, их окраской и повадками, сможет более бережно относиться к ним, и если нужно, то и защитить.
Эстетическое воспитание неразрывно связано с искусством. Литература, музыка, произведения художников, народное творчество должны твердо войти в жизнь семьи.
Радио, телевидение, кинематография и интернет, если или не злоупотреблять, открывают широкие возможности приобщения детей к прекрасному. Воспитателям необходимо давать рекомендации, какие передачи по телевидению можно смотреть детям. Для этого в уголке для родителей можно отвести определенное место.
Хорошо в одной из бесед рассказать родителям, что эстетический вкус развивается в процессе привлечения внимания ребенка, казалось бы, к незначительным, повседневным явлениям и предметам окружающего его быта. Так, ребенок будет гораздо бережнее относиться к скатерти, если увидит на ней красивую вышивку или узнает о том, что посуду, из которой он есть, разрисовал художник. Учитывая это, родители должны по возможности исключать из детского обихода вещи безвкусные по форме и окраске.
В развитии эстетического вкуса, эстетической восприимчивости ребенка большое значение имеет правильно найденное слово старшего. Оно помогает ребенку разобраться в том, что можно и должно отнести к положительной эстетической оценке, а что заслуживает порицания. В таких оценках родители должны быть очень осторожны, так как даже самые мимолетные их суждения становятся иногда решающими в формировании эстетических вкусов и наклонностей детей.