Надежда Баева
Консультация для педагогов «Использование устного народного творчества в работе с детьми с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : Изучить теоретические подходы к использованию устного народного творчества для детей с нарушением речи
Задачи:
1. Познакомить молодых педагогов с использованием русского народного фольклора для развития у детей связной речи, пополнения словарного запаса, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование устного народного творчества в работе с детьми с нарушением речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
2. Определить влияние русского устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством.
3. Формировать интерес к фольклору.
Известно, что количество детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к коррекции их развития.
В современной жизни широкое распространение получило массовое искусство, которое пренебрегает спецификой детской субкультуры, оставляет в стороне устное народной творчество. От детей ускользают точность, выразительность и красота родного языка.
Не секрет, что сейчас родители больше заняты добыванием денег. Между родителями и детьми преобладает обиходно - бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.
Гармоничному развитию личности ребенка с нарушением речи способствует активное применение фольклора. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с нарушением речи. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование воображения и речи.
Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ.
Простые русские люди, которые давным-давно впервые спели эти песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось народом из уст в уста, от родителей к детям.
Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Леших и домовых заменили покемоны и черепашки-ниндзя, былинных героев - роботы-монстры. Но ведь только знание прошлого позволяет полноценно овладеть настоящим.
У дошкольников с нарушением речи изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, не развита связная речь.
Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества, познакомить с обозначениями предметов, оставшимися в прошлом. Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение.
Русские народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.
Во многих сказках внимание привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления задержки речевого развития
• Пестушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
• Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
• Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
• Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным.
• Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
• Скороговорки и чистоговорки — незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
• Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
• Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
• Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Все малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен.
Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями.
Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки об разны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации.
Устное народное творчество нужно нам для развития речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, норма отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.
Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи, должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре в непринужденной обстановке, в привычной им среде.
Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?
Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы. Фольклор поможет развить фонематический слух.
Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.
Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки.
В своей работе народный фольклор рекомендуется использовать воспитателям и специалистам в разных видах деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях;
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.
Речевое развитие детей протекает как в организованной деятельности, в режимных процессах, так и в условиях специально-организованной образовательной деятельности. Так как наиболее активной формой обучающего воздействия на детей дошкольного возраста является игра, то устное народное творчество как нельзя лучше реализует все поставленные задачи.
Важное значение, в работе имеет взаимодействие с родителями. Работа с родителями по развитию речи детей с задержкой речевого развития с помощью устного народного творчества включает в себя следующие мероприятия:
- заочные и очные консультации.
- участие родителей в конкурсе на лучшее оформление «Книжки-малышки» с потешками, шутками, прибаутками.
- тематические родительские собрания.
- анкетирование родителей «Помогает ли вам устное народное творчество общаться с детьми?».
- выставка для родителей детского устного народного творчества «Шутки- прибаутки для малышек - говоришек».
Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его более духовным.
Проводя работу, с детьми по устранению задержки речи, с использованием устного народного творчества, применяя методику коррекции развития речи, используя творческий подход, реализуя личный подход к детям, используя комплекс приемов и методов коррекционно-развивающей работы с детьми, можно добиться положительных результатов. Необходимо вложить много труда, терпения и любви, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку и достичь высоких результатов в своей работе.