Наталья Сейбель
Консультация для педагогов «Использование ментальных карт на занятиях с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе непрерывного общего образования к дошкольному образованию, как к «первой ступени», предъявляется много условий и требований. Эти условия должны быть направлены на развитие у детей самостоятельности, инициативности, креативности и других качеств личности, поэтому педагогам необходимо применять в своей работе новые интересные методы и современные технологии.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование ментальных карт на занятиях с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Изучая различные современные коррекционные методы, я прочитала о методе планирования «ментальная карта». Автор метода английский психолог Тони Бьюзен. Английское название «mind-maps» (майнд - мэппинг, переводится как «карты ума», «карты разума», «карты памяти», «ментальные карты».
Ментальные карты — это зрительный образ какого-либо события, отображенного на бумаге, эффективный способ думать и запоминать одновременно. Здесь развиваются творческие и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Техника ментальных карт помогает организовать и упорядочить большой поток информации, который ежедневно получают дети. А главное запомнить её. Метод ментальных карт помогает детям выбрать важную, интересную информацию об окружающем мире.
Ознакомление с таким методом запоминания информации можно начинать со старшего возраста и использовать в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно эстетическое.
Меня как учителя – логопеда, заинтересовало применение ментальных карт на коррекционных занятиях по развитию речи. Возможность педагога и детей проектировать свою деятельность делает их более активными участниками образовательного процесса и приобретается навык субъектного мышления.
Создание ментальной карты при комплексно - тематическом планировании:
Например, тема недели – «Домашние животные». В центре карты рисуются домашние животные или выкладываются картинки. От них отходят пять ветвей по дням недели каждая, далее ветви, обозначающие вид деятельности, а те в свою очередь подразделяются на веточки обозначающие материалы необходимые для организации данного вида деятельности.
При составлении ментальных карт необходимо соблюдение определё нных правил:
В центре листа – основная идея;
Толстые ветви – от 3 до 7;
Работа с цветными карандашами или фломастерами;
Применение картинок с реалистичным изображением или символами.
Ментальные карты необходимо составлять в горизонтальной плоскости - горизонтальное расположение слов обеспечивает мозгу скорейший доступ к информации, содержащейся в самой карте. При составлении описательных рассказов дети самостоятельно отбирают картинки, характерные для изучаемого объекта, в зависимости от лексической темы. Например, тема «Животные».
Где обитают? («берёза» - в России, «пальма» - в Африке)
Размер? («круги» - маленькие, «овалы» - большие)
Цвет ( цветные кляксы: красная, оранжевая, жёлтая, зелёная, голубая, синяя, фиолетовая)
Чем покрыто? («шуба» - шерсть, «кожа» - без шерсти)
Какие звуки издаёт? (нотка - ревёт, нотка перечёркнута – нет звуков)
Как защищается от врагов? (скобки – рога, кость – зубы)
К концу занятия получается очень красивая яркая наглядная схема, в процессе составления которой у каждого ребёнка есть возможность придумать свой рассказ о любимом животном.
Очень помогают ментальные карты при закреплении речевого материала по временам года. В центре листа большой круг определённого цвета, в зависимости от времени года.
Например «красный» - лето. От центра разноцветные толстые ветви и тонкие, так называемые подветви («зелёная»-растительный мир, подветви-деревья, цветы, трава, ягоды; «голубая» - природные явления, подветви- дождь, зной, радуга, ветер; «коричневая»-живой мир, подветви-животные, птицы, насекомые; «оранжевая»-мир людей, подветви-одежда, занятия; «жёлтый»-месяцы, подветви-названия месяцев, например: июнь, июль, август).
Процесс построения ментальных карт делает обучение творческим и увлекательным, приобретённые знания у детей сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала становиться значительно выше. А так же использование ментальных карт в работе с родителями помогает структурировать всех участников образовательного процесса.
Благодаря использованию ментальных карт в образовательном процессе жизнь детского сада стала более открытой, интересной и доступной для родителей.