Мария Мячина
Конспект ООД в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуковая культура речи : звук «ш»
Программное содержание:
Задача:
Познакомить со звуком «ш», научить его произносить, находить слова, в которых есть звук «ш».
Цель:
Обучающая:
-Упражнять детей в произношении звука «ш» в словах, слогах.
- Различать слова с этим звуком.
Развивающая:
Публикация «Конспект ООД в средней группе „Звуковая культура речи: звук [ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
-Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание.
Воспитательная:
- Воспитывать звуковую культуру речи.
Демонстрационный материал: Картинка с изображением гуся и змеи, письмо, диск, магнитофон.
Раздаточный материал: Медальоны с изображением гуся,
картинки с изображением предметов начинающихся на звук «Ш» и картинки с изображением предметов с другими звуками.
Предварительная работа: Пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц, рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса, дидактическая игра «Кто как голос подает», проговаривание чистоговорок, отгадывание загадок.
Методические приемы:
Словесный
Поощрение
Словесно- действенный
Наглядно- действенный
Игровой
Похвала
Ход работы
Ребята посмотрите, сегодня к нам пришли гости посмотреть как мы с вами занимаемся. Давайте поприветствуем наших гостей.
Вводная часть
Организационный момент:
Встанем в круг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Будем мы трудиться,
Чтоб чему-то научиться.
Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста, а на улице сегодня холодно? А ветер на улице дует? (Ответ детей.)
А какой теплый или холодный? (Ответ детей) Сильный или слабый? (Ответ детей) А вы умеете изображать ветер? (Ответ детей) Дети совместно с воспитателем вспоминают дыхательную гимнастику. Воспитатель напоминает детям, как нужно правильно дышать и дает инструкцию «Через нос вдохнем, а через рот выдохнем».
Воспитатель: Когда дует сильный ветер, он дует долго. Дети повторяют за воспитателем. А когда слабый ветер, он дует коротко.
Дыхательная гимнастика «Ветер»
- Вот подул сильный ветер «Ф-У-У-У-У-У-У-У-У»
- вот подул слабенький ветерок «ф-у-у-у-у»
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Ой, я даже забыла вам показать, что сегодня нашла когда шла в детский сад, Хотите посмотреть? (Ответ детей). Воспитатель показывает письмо и начинает читать.
Письмо
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут пес Шарик! Я живу в деревне Шуткино. В нашей деревне есть птица, но я забыл какое у нее название. Она очень интересно шипит, и хочу научиться шипеть так же, как она. Помогите мне пожалуйста научиться шипеть.
Р. S. ребята я знаю про эту птицу только загадку»
Загадывание загадки:
Он шипит и тянет шею
Нет, наверно, птиц смелее.
Но его я не боюсь
Кто же это дети? (Гусь)
Пальчиковая гимнастика:
Гусь песню распевал- гагага, гагага
(Смыкается большой палец с остальными пальцами на руке- как бы изображаем клюв гуся)
Посидел (сжали кулаки положила на колени)
Поклевал (Пальцы щепоткой и стучим по коленям)
Нас пощипал (Щиплем ноги)- хаха- хаха-хаха
Воспитатель: Давайте поможем научиться шипеть Шарику. Но как же нам ему помочь если его с нами рядом нет, он в деревне, а мы в детском саду. Что же нам делать? (Ответы детей) думаем, думаем. Вот я и придумала, а давайте мы на магнитофон будем записывать как мы учимся шипеть. А затем отправим ему почтой диск. И когда Шарик послушает как мы шипим, у него тоже обязательно все получится.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята сегодня мы будем с вами учиться произносить звук «Ш» Но сначала сделаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика: «Трубочка», «Улыбка», «Заборчик»
Во время гимнастики, обращается внимание на выполнение каждого упражнения. Чередование упражнений.
Воспитатель: А теперь сомкните зубы, вытяните губки в трубочки и произнесите звук «Ш». При этом напоминает, что зубы не размыкаются и язык находиться за зубами. Воспитатель обращает внимание детей, на то, что при произнесении звука «Ш» на ладони поднесенной ко рту, но не прижатой к нему, ощущается струя воздуха.
Знакомство со звуком :
Воспитатель: Давайте попробуем пошипеть как змейки «Ш-Ш-Ш-Ш». Молодцы. Вот так и гуси шипят «Ш-Ш-Ш-Ш-Ш» Какой звук вы слышите? (Ответы детей)
Физминутка:
Давайте превратимся ненадолго в гусят. (Ответы детей)
Вышли гусятки (руки согнуты в локтях, держим на уровне груди)
Утром на зарядку (разводим руки в стороны)
Наклонялись, приседали (наклоны и приседания0
1-2,1-2,
По тропинке пробежали (бег на месте)
Туда- сюда.
Так они старались (проводим рукой по лбу, вытирая пот (
Даже запыхались.
Видно кушать захотели.
Поскорее подбегите,
И гусяток накормите (Щиплем травку)
Упражнение «Гуси»
Давайте немного с вами поиграем наденем медальоны (на медальонах изображение гуся) и побудем с вами немного гусями. Хотите?
Дети одевают медальоны гуся, делятся на 2 команды и обыгрывают шипение сердитого гуся (хором и индивидуально, соревнуются, какая их команд лучше и правильней «шипит». В это время происходит запись шипения детей для персонажа. Во время выполнения упражнения воспитатель обращает на индивидуальную работу ребенка, добиваясь четкого произношения у каждого ребенка.
Воспитатель: Умнички. Хорошо пошипели.
Работа по картинкам
Воспитатель: Слов со звуком Ш очень много, но у нас есть задание вспомнить одежду на звук «ш» (шубу, шарф, штаны, шорты). Перед вами лежат картинки, посмотрите внимательно. Вам нужно взять те, у которых одежда которая изображена начиналась на звук «Ш»
Дети выполняют задание. Каждый ребенок четко проговаривает, что у него изображено на картинке и имеется ли звук «Ш», дети поправляют в случае неудачи или ошибки.
Дидактическая игра «Попроси»
На картинке изображена шуба, штаны, шорты.
Дети говорят, четко проговаривая звук «Ш»
Дети: Дайте ШУБУ, ШТАНЫ, ШОРТЫ. (Проговаривание четко звука «Ш»)
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.
А теперь ребята повторяйте за мной
Проговаривание чистоговорки:
Ша-ша-ша,
Пойте с нами не спеша.
Ши-ши-ши,
С нами пели камыши.
Шо-шо-шо,
Получилось хорошо.
Подведение итога:
На этом наша работа подошла к концу. Ребята, скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (Ш)
Где мы слышим эти звуки? (Шипение гуся и змеи)
Вам понравилось наше занятие? Что больше всего вам понравилось? А теперь мы диск кладем в конверт, запечатываем и отправляем Шарику. Я думаю, что мы теперь можем помочь нашему псу Шарику. Он тоже научиться шипеть как мы.