Олеся Демянюк
Консультация для педагогов «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группах детского сада предметно – развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную деятельность всех детей группы. Предметно – пространственная развивающая среда в учреждении является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.
Публикация «Консультация для педагогов „Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Инновационный подход к созданию предметно развивающей среды заключается в её индивидуализации, отражающей приоритетные направления работы каждого учреждения и включающей региональный аспект.
Требования ФГОС к предметно развивающей среде :
1. Предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы.
2. Развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности для уединения.
3. Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать : реализацию различных образовательных программ; учёт национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
4. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в детском саду. Уметь создавать среду должен сам педагог. Воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого воспитанника, знать группу в целом. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, коммуникативную, стимулирующую и организационную функции. Правильно –организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства.
Педагогические характеристики построения развивающей среды - это комфортность, безопасность, эстетичность, обеспечение самостоятельности и свободы выбора, богатство сенсорных впечатлений, возможности для исследования, принцип функциональности. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, коммуникативные особенности, уровень речевого и общего развития детей, а также показатели эмоциональной сферы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, эксперементирование с доступными детям материалами, двигательную деятельность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в п. играх.
Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать целостности образовательного процесса, но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Педагоги должны учитывать это и насыщать предметную среду содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребёнка, а также на интересы мальчиков и девочек. Мальчикам нужны различные инструменты, девочкам предметы для рукоделия. Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течении года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «сегодня» -материал, с которым дети начинают знакомиться во время какой- либо деятельности или в других организационных формах взаимодействия со взрослыми; «вчера» - материал исследованный, уже известный, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний; «завтра»- материал с которым предстоит познакомиться.
Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, побуждает любопытство и довольно легко запоминается. Эту особенность детской памяти воспитателю надо всегда учитывать. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей. В построении развивающего пространства целесообразно использовать преимущество принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе и самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателями развития ребенка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить цель, оборудовать свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться результата, проявляя при этом положительные –этические качества в общении со взрослыми и сверстниками.