Рыбалко Ирина
Консультация для педагогов «Игровое взаимодействие дошкольников в рамках образовательных областей ФГОС»
▼ Скачать +Заказ
«Игровое взаимодействие дошкольников в рамках образовательных областей ФГОС ДО»
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь доминирующим видом его самостоятельной деятельности.
В ней, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему - то есть внутренний мир ребенка, раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, преобразовать ее и себя.
Публикация «Консультация для педагогов „Игровое взаимодействие дошкольников в рамках образовательных областей ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Значение игры для ребенка дошкольного возраста
• Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.
• Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.
• С эмоциональной точки зрения технология игры предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.
• Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.
• Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.
• В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.
Во взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управлять своим поведением. У детей должен развиваться интерес к игровому взаимодействию, инициатива, организаторские способности. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра -это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"- отмечал В. А. Сухомлинский.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения.
1. Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными.
2. Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства. Воспитателю необходимо предусматривать формирование у детей в единстве положительных реальных взаимоотношений и нравственно ценных отношений, обусловленных ролью.
3. Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Виды игр для развития ребенка
Виды игр для ребенка:
• подвижные игры,
• сюжетно-ролевые игры,
• настольные игры,
• дидактические игры,
Правила организации игровых моментов
Для того чтобы игра принесла ребёнку максимальную пользу, следует придерживаться ряда несложных правил, в основном они касаются организационных моментов игры.
• Планируя проведение какой-либо игры не затягивайте процесс – любая игра должна длиться не более 5-10 минут, иначе теряется к ней интерес и действие не получит логического завершения.
• Не стоит начинать игру незадолго до сна или перед приёмом пищи. Да и потом могут возникнуть трудности с восстановлением хода игры. Если планируется занятие с использованием дидактических материалов, позаботьтесь заранее обо всех необходимых предметах, расположите их под рукой. Ведь ребёнок не будет ждать, пока вы найдёте ту или иную картинку …
• Применяя готовые развивающие игры, не стоит отдавать их детям в постоянное пользование. После проведённого занятия вместе с ребенком аккуратно сложите и уберите игру до следующего раза.
• Играя в ту или иную игру, не стоит слепо следовать приложенным к ней рекомендациям! Обязательно учитывайте уровень развития и индивидуальные особенности ребенка.
• Приучать детей к аккуратности. Побуждайте их приводить территорию в порядок после каждого занятия. Кстати, уборку тоже можно превратить в весёлую игру!
Пример интеграции образовательных областей — сюжетно - ролевая игра «Магазин». Для организации данной игры проводится предварительная работа - экскурсия в магазин (к примеру, продуктовый). Здесь мы с детьми рассматриваем оформление витрин, прилавков, наблюдаем за работой продавца, кассира,— реализуется образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Затем уже в группе мы беседуем о назначении различных магазинов, об их значение в жизни человека, об организации работы внутри магазина -реализуются образовательные области «Познавательное развитие» и «Речевое развитие». Затем мы начинаем готовить атрибуты: лепим из глины пряники, конфеты, печенье и раскрашиваем их, изготавливаем чеки, деньги — реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Совместно с детьми обновляем уже имеющиеся атрибуты: халаты, передники, косынки, изготавливаем импровизированные прилавки. Читаем произведения Тувима «Овощи», Михалкова «Моя улица» — реализуется образовательная область «Чтение художественной литературы».
Таким образом, только в одной творческой игре мы выделили интеграцию нескольких образовательных областей.
Подвижная игра «Гори, гори, ясно». Дети выбирают ведущего, становятся в круг держась за руки (хоровод, Ведущий, держа в руке платочек, встаёт за кругом, поднимает руку с платочком вверх над головой и начинает движение против основного круга. Дети произносят слова, ранее разученные для этой игры реализуются образовательные области «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие». Затем реализуется такая область как «Физическое развитие». Игроки, стоящие к ведущему лицом бегут в разные стороны за основным кругом детей. Кто первый обежит круг и вернётся к ведущему, тот становится ведущим, передаёт ему платочек, игра продолжается. В этой игре развивается ловкость, реакция, внимание. И, конечно же, вся игра проводится с музыкальным сопровождением, а это реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Игра – это не только имитация жизни, это очень серьёзная форма работы, которая позволяет осуществлять взаимодействие всех образовательных областей в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.