Роман Кузичев
Консультация для педагогов и старшеклассников «Мозаика из кафельной плитки в ДШИ»
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей школе искусств за несколько лет накоплен опыт работы в необычной технике- мозаики из кафельной плитки. Ниже мы приведем пример выполнения одного мозаичного проекта. Основная цель работы - это выполнение декоративного защитного фартука для раковины, который должен стать центром мастерской живописи. После обсуждения, решено назвать панно «Атрибуты искусств".
фото Кузичева Р. Дипломный проект мозаичное панно Даниил К. 16 лет и Руслан К. 14 лет
Публикация «Консультация для педагогов и старшеклассников „Мозаика из кафельной плитки в ДШИ“» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Проект был совместный, ученики его выполнили вдвоем и практически без помощи преподавателя. Перед тем как, дать подобную работу детям педагог лично отработал методику выполнения мозаики из кафеля на практике.
фото Кузичева Р. Авторская работа Кузичева Р.
Для работы мы использовали следующие материалы и инструменты: кафельная плитка разного размера и цвета, ручной плиткорез, стеклорез, пассатижи, скотч, ватманскую бумагу, карандаш. Крепили панно на плиточный клей.
Конечно, главное, как и в любом деле - это выполнение масштабного, интересного подготовительного рисунка - картона
фото Кузичева Р., которому предшествовал небольшой эскиз
фото Кузичева Р.
Панно состоит из нескольких частей, каждая из которых, словно определенная нота в общем звучании. Цвета кафеля подбираем между собой и общим окружением.
фото Кузичева Р. Рисунок будет состоять из квадратиков, ромбов, прямоугольников, трапеций, треугольников, прямых отрезков, никаких круглых форм не планируем, хотя их и можно вырезать обычным стеклорезом. Там где предстоит показать круглую форму, применяем метод «обрубовки», т. е. форма гранится небольшими прямыми участками – хордами. Обязательно делаем живописный эскиз, по которому в магазине подбираем недостающую плитку. В основе панно, мы используем цвета уже имеющейся кафельной плитки.
Теперь о работе с самой плиткой. Проводим инструкцию по технике безопасности и обучаем работе на плиткорезе и стеклорезе. Крупные части режем на плиткорезе, мелкие - стеклорезом, а потом ломаем пассатижами. Показываем, как надо держать кусочек кафеля при шлифовании острых краев. Шлифовать можно вручную на абразивном бруске, так и на заточном станке, конечно при соблюдении всех мер безопасности. Движения точные, неторопливые. Мозаика принадлежит к монументальной живописи, этот материал долговечный, работаем с ним без суеты. В процессе бывает, что плитка ломается не там, где нам надо. Если такое происходит,мы анализируем ситуацию,может где-то этот кусочек в работе пригодится, либо отбраковываем, или используем его в качестве заготовки для меньшего кусочка. Поэтому всегда необходимо брать плитки больше, на 1-2 шт. каждого цвета с запасом.
Может показаться, что в мозаике благодаря правильному выбору и точным инструментам нет места творчеству при работе с материалом, как в эскизе определено, так будет и в кафеле. Отнюдь! Я бы сравнил мозаику с гравюрой, где важно соотношение количество светлых и темных штрихов. Только в мозаике выразительность работы определяется цветом и тоном плитки. Скажем, какой тон взять рядом с краном-темно-зеленый или умеренно-зеленый? Возьмем темно-зеленый и акцентируем внимание на нижней части композиции, а правильно ли это? Думаю, нет. Опуская центр композиции, мы подчеркиваем утилитарность панно, а задачу мы в начале работы поставили украсить мастерскую и даже назвали мозаику «Атрибуты искусств». Поэтому взяли более умеренный по насыщенности зеленый тон плитки.
Точно выбранное место и тональность кусочка плитки в общей композиции и будут определять впечатление от работы. Иногда это может стать настоящей головоломкой, но тем интереснее работа!
Нельзя обойти вниманием такой предмет,как зеркало -его присутствие на фартуке обязательно. Вопрос, на какой высоте его расположить? Мы решили, что зеркало будет расположено на высоте, чуть ниже среднего роста человека, потому что подросток, когда наклоняется и умывается, должен видеть свое лицо!
После того, как части панно нарезаны и отшлифованы, необходимо их заламинировать скотчем, чтобы удобнее было брать и крепить на стену.
Стена должна быть перед монтажем мозаичного панно хорошо выравнена. Этапы работы в материале
фото Кузичева Р.
фото кузичева Р
фото Кузичева Р.
фото Кузичева Р.
Плиточный клей наносится зубчатым шпателем, прямым движением. Шпатель держим с наклоном. За занятие мы клеили три части, т. е. один ярус. Размер каждой части 40х40 см., как и размер зеркала.
фото Кузичева Р. Всего было у нас три яруса!
фото Кузичева Р. Прежде чем, клеили верхний ярус панно, убирали скотч и излишки клея с нижнего яруса панно.
Бывает, что небольшие кусочки мозаики выпадают при снятии скотча через день после монтажа, слишком мала поверхность кусочка и его соприкосновение со стеной. Скотч убираем очень аккуратно,смачивая в процессе плитку водой, а выпавшие кусочки вставляем на клей обратно.
Пластиковым стеком убираем излишки клея и готовим затирку для швов, в нашем случае мы решили взять белый цвет,
фото Кузичева Р.
отказавшись от первоначального черного цвета в затирке
фото Кузичева Р.
.Посчитали. что будет слишком резко и не ошиблись. Мягким резиновым шпателем наносим затирку, через некоторое время убираем ее излишки мягкой слегка влажной тряпкой и все-панно готово!
фото Кузичева Р.
Работа принесла ученикам только положительные эмоции, хотя временами было непросто, и какие-то части не сразу давались.
Спасибо за внимание и поддержку!