Гульмира Гафарова
Консультация для педагогов и родителей «Проявление тревожности у детей дошкольного возраста»
Проявления тревожности у детей дошкольного возраста.
Психолого-педагогические исследования последних лет показывают, что накопление ребенком положительно-направленного эмоционального опыта в дошкольные годы обеспечивает основу для позитивной самореализации личности. В период детства происходит освоение важнейших компонентов социального опыта: познавательного, коммуникативного и поведенческо-деятельностного. Познавательный компонент раскрывает социальную информированность детей относительно принятых в обществе норм и способов поведения и отношений, форм выражения чувств и эмоций, что составляет социальную компетентность ребенка как субъекта поведения и взаимодействия. Коммуникативный и поведенческо-деятельностный компоненты социального опыта вбирают в себя многообразие форм социально-целесообразного взаимодействия с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации, а также культурных форм и способов поведения и деятельности, позволяющих ребенку активно выражать чувства и эмоции в культурном сообществе. Ребенку изначально присуще стремление выражать собственное «Я» в формах, приемлемых для окружающих, и связано это с тем, что он выражает себя для них.
Одной из причин приобретения отрицательного эмоционального опыта поведения и общения может стать не скорректированная в дошкольном детстве личностная тревожность.
Тревожный синдром – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия; состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно охарактеризовать как неуверенного, скованного, напряженного.
Чаще всего тревожность развивается, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта. Такой конфликт вызывают завышенные требования со стороны родителей, авторитарный стиль общения воспитателя с ребенком, непоследовательность предъявляемых к ребенку требований в контексте усиления роли интеллектуального развития и, как следствие, обеспокоенность родителей школьным будущим детей и ожидание самими детьми трудностей.
Основные факторы невротизации детей сводятся к следующим: непонимание своеобразия личностного развития детей, непринятие детей, несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей, негибкость родителей в отношениях с детьми, неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей (недостаток заботы сменяется ее избытком, непоследовательность в обращении с детьми, несогласованность отношений между родителями.
В условиях дошкольного образовательного учреждения исключительное значение для эмоционального благополучия ребенка приобретает и отношение к нему воспитателя – система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, особенностей понимания и восприятия характера ребенка, его поступков.
Возникшая у ребенка тревожность отражается и на взаимоотношениях со сверстниками, что приводит к психологическому конфликту и углублению их личностной тревожности, поэтому педагогу так важно заметить проявления эмоционального неблагополучия детей и оказать помощь, пока тревожность еще не стала устойчивой чертой личности и при проведении соответствующей психолого-педагогической работы обратима. Вместе с тем существует противоречие между необходимостью оказания своевременной педагогической помощи детям с проявлениями тревожности и недостаточным вниманием педагогов дошкольных образовательных организаций к решению данной проблемы вследствие преимущественного внимания к подготовке детей к школьному обучению, большой наполняемости групп и отсутствия четких методических рекомендаций по осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода к тревожным дошкольникам с учетом причин проявления тревожности.
Правила помощи
Основные правила помощи тревожным детям:
• избегать соревнований,
• не сравнивать,
• принимать ребенка,
• выражать уверенность в успехе ребенка,
• обращаться по имени,
• демонстрировать образцы уверенного поведения,
• развивать уверенность и самостоятельность ребенка,
• не предъявлять высоких требований.
Главным условием реализации индивидуально-дифференцированного подхода к тревожным дошкольникам является принятие взрослым эмоциональных состояний ребенка, поддержка его переживаний, признание ребенка равноценным партнером, использование вербальных и невербальных средств влияния, умение актуализировать у дошкольника чувство собственного достоинства и обеспечить его эмоциональный комфорт
ЛИТЕРАТУРА.
1. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – СПб. : Апрель-Пресс, 2000. 448 с.
2. Изард К. Е. Психология эмоций. Пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаева. СПб. : Питер, 2011. 464 с.
3. Изард К. Е. Эмоции человека. М. : Издательство Московского ун-та, 1980. 440 с.
4. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб. : Речь, 2003. 160 с.
5. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Тревога и тревожность: Хрестоматия. М. : Пэр Сэ, 2008. 239 с. С. 75-84.
6. Малер М., Пайн Ф. Психологическое рождение человеческого младенца: Научная литература / пер. : Е. А. Перова, Е. А. Шадрова. М. : Когито-Центр, 2011. 416 с.
7. Марцинковская Т. Д. Ваш тревожный ребенок. М. : Вентана-Граф, 2005. 32 с.
8. Москаленко В. Д. Зависимость. Семейная болезнь. М. : Институт консультирования и системных решений, 2014. 360 c.
9. Мэй Р. Проблема тревоги. Пер. с англ. А. Г. Гладкова. Под ред. С. Пьянковой, Т. Багдаевой. М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 432 с.
10. Мэй Р. Смысл тревоги. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2011. 416 с.
11. Немов Р. С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. М. : ВЛАДОС, 2016. 632 с