Елена Лякишева
Консультация для педагогов и родителей «Такие любимые нетрадиционные техники». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Я обратилась к теме «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с нарушением зрения». Считаю, что планомерная, систематическая работа по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования с целью развития их творческих способностей, отвечает запросам образовательной практики, особенно для детей с нарушением зрения, так как способствует решению общих и специальных (коррекционных) задач воспитания: развивает восприятие, образное мышление, воображение, двигательные способности, обогащает сенсорный опыт детей, расширяет их кругозор, решает задачи коррекцинно-развивающего характера.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Такие любимые нетрадиционные техники“, Часть 2» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Кроме того, использование нетрадиционных техник вносит нечто новое в процесс изобразительной деятельности, позволяет ребенку по-иному увидеть уже знакомый предмет, надолго сохраняет интерес к деятельности. Дети испытывают восторженную радость, удовлетворяется их любопытство: что это такое? Для чего? Что можно этим делать?
Но наиболее важным является возможность реализации того творческого потенциала, который слабовидящий ребенок по ряду определенных причин не в состоянии раскрыть. Это еще раз убедило меня в актуальности и нужности моей работы.
Необычность и привлекательность темы еще в том, что, даже ознакомившись с тематической литературой, я чувствовала себя «первооткрывателем»: не отработана методика знакомства с нетрадиционными техниками, нечетко просматривается зависимость от возрастных возможностей детей, возможностей их здоровья, не все предлагаемые программы и технологии адаптированы к использованию в организациях с коррекционной направленностью, материально-техническая база таких занятий очень обширна. Поэтому сохраняется возможность для проявления творческого подхода к решению этих проблем.
Кроме того, применение нетрадиционных техник рисования позволяет воплощать современные идеи развивающего обучения об интеграции разных видов деятельности и видов изобразительной деятельности (В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Подъяков, И. А. Лыкова и др.). Интеграция видов «творчества» дает основание говорить о новом аспекте структуры детской изобразительной деятельности. Основное внимание здесь уделяется активизации художественного опыта детей.
Я предлагаю продолжить знакомство с нетрадиционными
техниками рисования.
I. Рисование с использованием воска.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: 1) восковые мелки, свечи, кусочки парафина (волшебные льдинки, плотная белая или светлотонированная бумага, акварель или гуашь, кисти или поролон.
Способ получения изображения: ребёнок рисует мелками, свечой или парафином на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью или гуашью в один или несколько цветов. Рисунок воском остаётся незакрашенным.
Тематика: сюжетное, декоративное рисование.
Возраст: от 3 лет.
Материалы: 2) свеча или парафин, картон светлый, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (1 капля на столовую ложку туши, мисочки для туши, палочка с заточенным концом (зубочистка, обратная сторона кисти).
Способ получения изображения: «чёрно – белый граттаж» - ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Тематика: декоративное, сюжетное, предметное рисование.
Возраст: от 6 лет.
3) свеча или парафин, тонированный картон, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло, мисочки для туши, палочка с заострённым концом.
Способ получения изображения: «цветной граттаж» - тот же.
Тематика: та же.
4) восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.
Возраст: от 4 лет.
II. Монотипия (симметричное рисование).
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: 1) плотная бумага любого цвета и формата, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: «монотипия предметная» - ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы должны быть симметричными). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Тематика: предметное рисование.
2) бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: «монотипия пейзажная» - ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисует пейзаж, он выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка (отражение в озере, реке, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от оттисков. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она закрывается влажным листом бумаги или ткани. Пейзаж получается размытыми.
Тематика: сюжетнее рисование.
Материал: 3) копирка, плотная бумага, кисти, влажная губка, акварель, карандаш простой.
Способ получения изображения: ребёнок сгибает лист пополам, внутрь помещается также сложенный пополам печатающей стороной наружу лист копирки. Лист располагается сгибом к ребенку. Простым карандашом рисуется пейзаж. Ребёнок разворачивает лист, убирает копирку. На бумаге монотипия сюжетная, выполненная карандашом. Ребёнок смачивает «отражение» влажной губкой. Затем одновременно раскрашивает одни и те же элементы вверху и внизу. При этом отражение получается размытым, а верх – чётким.
Возраст: от пяти лет.
III. Кляксография.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет.
Материалы: 1) бумага, жидкая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, кисть.
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получается пятно. Затем лист накладывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть гуашь, а другой прикрыть). Верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Тематика: предметное рисование.
Материал: 2) бумага, гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка для напитков.
Способ получения изображения: «кляксография с трубочкой» - ребёнок зачёркивает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Тематика: сюжетное, предметное рисование.
Возраст: от пяти лет.
Материал: 3) бумага, гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Способ получения изображения: «кляксография с ниточкой» - ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого сверху накладывается другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Тематика: сюжетное, предметное рисование.
Возраст: от 6 лет.
IV. Набрызг.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5 5 см, зубная щетка.
Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Иногда эффективнее использовать
зубную щетку.
Тематика: декоративное, сюжетное, предметное рисование (прекрасный фон для работы).
V. Высветление цвета.
Возраст: от 4 лет.
Средства выразительности: пятно, линия.
Материал: бумага, акварель, кисть, салфетка или влажный тампон.
Способ получения изображения: ребёнок тонирует бумагу акварелью (одним цветом) затем промакивает сухой кистью, салфеткой или ватным тампоном излишки краски (высветляется изображение облаков на небе, рыбок в воде). Если взять плотную гладкую бумагу или картон и нанести слой гуаши, то слегка подсохшую краску можно поцарапать палочкой или черенком кисти (получатся колючие еловые веточки или кактус).
Тематика: предметное и сюжетное рисование.
VI. Рисование по-сырому.
Возраст: от 3 лет.
Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.
Материалы: акварель, кисти, губка.
Способ изображения: ребёнок хорошо смачивает лист бумаги водой, тонирует ею нужным цветом, а затем по влажной поверхности наносите изображение более насыщенными или контрастными цветами. Подсохший рисунок можно дополнить мелкими деталями, выполненными тонкой кистью или аппликацией. Очень выразительны по своей фактуре рисунки, выполненные в этой технике, но на мятой бумаге или промасленной.
Тематика: сюжетное рисование.
VII. Тычок жёсткой полусухой кистью.
Возраст: любой.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь (полужидкую) кисть и ударяет его по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Тематика: предметное и сюжетное рисование.
Кому эта тема интересна, дождитесь третьей части.
Спасибо за внимание.