Макаренка Наталья Сергеевна
Консультация для педагогов и родителей «Подготовка к новогодним утренникам»
▼ Скачать +Заказ
Методические рекомендации воспитателям и родителям при подготовке и проведении праздников и утренников
01.12.2021г
Подготовка к празднику имеет большое значение для формирования общей культуры ребенка: он получает знания; знакомится с традициями и обычаями, учится их сохранять; постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничных развлечений. Чтобы создать праздничную культуру, взрослые должны пробудить у ребенка интерес к предстоящему празднику, спланировать совместные действия всего персонала дошкольного учреждения и детей так, чтобы предстоящий праздник прошел весело и интересно.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Подготовка к новогодним утренникам“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Консультации для родителей
- Новый год. Сценарии новогодних праздников
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Цели организации праздника:
* реализация возможностей каждого ребенка (открытие новых способностей и талантов, развитие имеющихся навыков);
* развитие у детей таких психических процессов, как активность, уверенность в себе, умение работать в команде.
* воспитание нравственных, нравственных, патриотических качеств.
Задачи воспитателя при проведении утренника :
Музыкально-исполнительские: знать проблемные места для детей в песнях, стихах (подсказать начало следующего куплета, четверостишия).
Организационные: уметь организовать выход детей в комнату, прием пищи, перестановку, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь самостоятельно выбирать правильное положение на "сцене" во время каждого номера.
Эмоционально-речевые: создайте воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника - этому способствует выразительная речь ведущего с разными интонациями, выделение смысловых акцентов. Инструкции для детей даны в повелительной форме глаголов ("вставать", "ходить", "сидеть", вместо существующих "вставать", "проходить", "садиться")
Коммуникативные: общение взрослого со взрослым; общение взрослого с ребенком - умение видеть проблемы каждого ребенка и умение своевременно помочь, организация правильного взаимодействия детей.
Этапы работы по организации праздника:
1. Работа над сценарием
2. Предварительное знакомство детей с утренником
3. Репетиции
4. Проведение утренника
5. Подведение итогов
Работа над сценарием
Работа над праздником начинается со сценария. Педагог работает по готовому сценарию, предложенному музыкальным руководителем.
Предварительная работа
Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей.
Затем воспитатель проводит пробы детей на различные роли, распределение ролей. Необходимо не перегружать детей, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера.
Репетиции
Весь репертуар воспитатель разучивает вместе с детьми.
После распределения ролей начинается индивидуальная и коллективная работа с детьми:
- над выразительным прочтением стихов
- по заучиванию текстов песен
- над образом
- над отдельными эпизодами.
Речевая активность улучшается чтением стихов, пением песен, выполнением театральных действий (исполнением пародий, сказок, способствует развитию воображения, творческих способностей и обогащению словарного запаса.
В структуру праздника, утренника обязательно входят различные удивительные моменты, игры. Для того чтобы удержать внимание детей, важно дать им возможность поиграть, отдохнуть. Постоянная смена занятий позволяет поддерживать интерес детей.
Чтобы у малышей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную репетицию. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.
Педагог не должен приходить на репетицию не подготовленным. Воспитатель знает ход сценария, знает слова песен, последовательность танцевальных движений. Чтобы обучить педагогов, музыкальный руководитель проводит индивидуальные консультации.
Проведение праздника
Утренники проходят в музыкальном зале, который украшен в соответствии с конкретным праздником. Имеют основу (это может быть сказка или путешествие) и программу (чтение стихов, различные представления, песни, танцевальные номера, награждения, чаепитие и т. д.) но, несмотря на схожесть, все, же все праздники разные, разные дети год от года, и готовиться к ним нужно по-разному.
Работа с родителями
Пожалуй, ничто так не сближает родителей и детей, как традиционные совместные праздники и утренники.
Общение между родителями и воспитателем в процессе подготовки к утреннику происходят регулярно:
- обращается за помощью по пошиву и изготовлению костюмов;
- родители предлагают свои идеи по костюмам, атрибутам;
- активно участвуют в оформлении группы и зала к праздникам;
- участие родителей в роли персонажей, а т. ж. в конкурсах, в играх непосредственно на утреннике;
- последнее время стало необходимым напоминать родителям о культуре поведения на утреннике (не опаздывать в зал, иметь при себе сменную обувь и др.).
- костюмы на праздник, платья, должны быть удобны, без колец-подьюбников, без шариков, мешающейся мишуры, чистые чешки, колготки, без корон и мешающихся украшений в волосах.
Музыкальный руководитель и воспитатель обязательно проводят перед праздником предварительную работу с родителями, что не все дети на празднике читают стихи: существует очередность, и в течение года каждый ребенок обязательно выступит персонально.
Педагог и родители готовят основную часть костюмов, необходимых для выступления на празднике.
Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.
1-этап: «воспитатель как ребенок» (первые 4-5 недель подготовки к утреннику). Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра. Времени на это у воспитателя -4 занятия, или 2 часа. Цель – понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать им помощь на утреннике.
2-этап: «воспитатель как ведущий» (6-7 неделя подготовки утренника). Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит построениями- перестроениями, т. е. готовит себя и детей к проведению утренника. Цель – понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы.
3-этап: «воспитатель как актер» (за неделю до утренника). Музыкальный руководитель может давать новый, не связанный с проведением репертуар (чтобы праздничный репертуар не надоел детям, работая больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами. Цель – работа над решением собственных сценических, речевых организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале.
Если на всех трех этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда праздник пройдет без стресса как для детей, так и для воспитателей и, конечно же, для музыкального руководителя.
Подведение итогов
О подготовке утренника можно судить по разговорам детей после утренника, по их рисункам, по тому, как долго дети вспоминают персонажей инсценировки, те или иные песни.
Можно провести после утренника с детьми обсуждение понравившихся и непонравившихся моментов. Многие дети видят огрехи в своем выступлении и отмечают плохое поведение других. Главное, чтобы обсуждение утренника велось в радостном ключе и у ребенка сохранилось ощущение праздника.