Наталия Фейлер
Консультация для педагогов и родителей «Национальные игры как основа физического воспитания дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов и родителей
"Национальные игры, как основа физического воспитания дошкольника"
Цель - анализ значения народных подвижных игр в процессе физического развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Национальные игры как основа физического воспитания дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Современный ребенок большую часть свободного времени проводит у экрана телевизора. Психологи, педагоги и врачи отмечают общую тенденцию в дошкольных учреждениях - снижение физической активности детей, а для ребенка дошкольного возраста - потеря движения - это потеря здоровья, развития, знаний.
В этом аспекте использование народных подвижных игр в физическом воспитании должно быть очень эффективным, поэтому очень важно изучить возможности обогащения двигательной активности дошкольников
По мнению П. Ф. Лесгафта, подвижные игры самое ценное средство всестороннего воспитания личности ребенка. П. Ф. Лесгафт считал, что систематическое проведение народных подвижных игр способствует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинируют детское тело, то есть приучает действовать с разным напряжением. Игры учат ребенка действовать с большой ловкостью, целесообразностью и скоростью; выполнять правила, владеть собой, ценить общество
Народные подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и доступны для всех категорий детей. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т. д. В играх воспитываются основные физические качества, такие как сила, быстрота, выносливость, и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.
Особенность народной подвижной игры заключается в том, что она широкодоступна детям самого разного возраста, и выражается в самостоятельности и относительной свободе действий, сочетающихся с выполнением добровольно принятых или установленных условностей при подчинении личных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций.
В современной теории и практике дошкольного образования значительное внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения и воспитания, что позволяет наиболее эффективно решать задачи существующих программ. И в этом ключе одним из важных средств физического воспитания дошкольников являются народные подвижные игры, в которых они всесторонне воспитывают физические и эмоционально-волевые качества дошкольников, а также совершенствуют имеющиеся двигательные навыки и умения.
Чтобы реализовать все возможности игры, ее необходимо включить в комплекс мероприятий по оздоровлению – воспитательно – образовательную деятельность, основу которой составляет двигательная активность. Поскольку игра является одной из основных форм физкультурно-оздоровительной работы, желательно использовать ее в течение дня для тренировки основных двигательных навыков, умений, физических способностей, чтобы каждый ребенок мог продемонстрировать свою моторику, навыки на глазах у сверстников и учиться у них. Работа по физической культуре и здоровью в ежедневном режиме включает: утреннюю зарядку, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, занятия по физической культуре, гимнастика пробуждения после дневного сна, закаливающие мероприятия.
Игры расширяют круг идей, развивают наблюдательность, интеллект, способность анализировать, сравнивать и обобщать увиденное, на основании чего можно делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развивается способность правильно оценивать пространственные и временные отношения, чтобы быстро и правильно реагировать на текущую ситуацию в часто меняющейся игровой среде.
Ценность подвижных игр заключается также в том, что они способствуют развитию у детей таких важных физических качеств, как скорость, ловкость, выносливость и т. п.
Подвижные игры эффективно влияют на умственное развитие ребенка,
помогают уточнить представления об окружающем мире, различные явления природы, расширяют кругозор. Выполняя разнообразные роли, имитируя действия птиц, животных, насекомых, дети на практике применяют полученные знания о жизни, поведении, способах передвижение этих животных.
В процессе игры дети обдумывают, что и как лучше сделать, разговаривают между собой, подсчитывают количество попаданий в цель, пойманных игроков. Все это способствует развитию языка, скорости мышления, творчества и сообразительности.
Игра также имеет большое значение для создания дружного коллектива, воспитания самостоятельности, позитивного отношения к работе, исправления отклонений в поведении отдельных детей,
Для каждой народной подвижной игры желательно подбирать интересную и доступную информацию для ознакомления дошкольников с историей ее возникновения и использования в определенный период обрядового календаря. Рассказывая детям легенды, поверья и интересные истории о происхождении игры, расширяя кругозор ребенка, воспитатель помогает пробудить его ситуативный интерес к народным играм.
Итак, народные игры в сочетании с другими образовательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонично развитой личности, сочетающей духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство
Тувинские народные игры
ОПИСАНИЕ ИГР
1. ИГРЫ НА ПАЛЬЦАХ
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи. Они развивают ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Одним из практических опытов развитие мелкой моторики и улучшение координации движений пальцев рук, ибо уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи. Сопровождение упражнений короткими строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение. Игры дают кистям и пальцам рук силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчает овладение навыками письма.
1. Пальчиковая игра «Чылгычылар (табунщики)».
Показывая на большой палец:
Матпаадыр (большой палец) караулит.
Показывая на указательный палец:
Бажы-курлуг (указательный палец) кухарничает.
Показывая на средний палец:
Ортаа-мерген (средний палец) костер разводит.
Показывая на безымянный палец:
Уваа-шежен (безымянный палец) ловит.
Показывая на мизинца:
Биче-м мей (мизинец) вареные почки ест.
2. Пальчиковая игра «Чадыр (шалаш)».
В эту игру играют вдвоем. Один из игроков пальцами делает «шалаш» (соединяет кончики пальцев правой и левой руки). Другой, показывая на «шалаш», спрашивает:
Что это у вас?
Это мой золотой дворец.
Показывая на соединенные пальцы, спрашивает:
Что это у вас?
Это комнаты моего золотого дворца.
Показывая на каждую «комнату» по очереди, спрашивает:
Можно ночевать в этой комнате?
Каждый раз получает отказ. Разрешение получает по последней «комнате». Когда «вошел» в разрешенную «комнату», хозяин спрашивает:
Зачем пришли?
Табунщики убили зайца, хотел попросить котел для варки его мяса.
Моя злая собака кушает, если она пустит возьми.
Тогда «гость» со словами «можете ли поймать меня?» старается вырваться из «шалаша», тот старается удержать его. Затем меняются ролями.
Азербайджанские народные игры
"Изюминка»
На площадке чертится круг (диаметр круга зависит от количества играющих). Дети делятся на две равные группы. По жребию одна команда входит в круг, вторая остается за кругом. Нескольким игрокам второй команды даются мячи,но так, чтобы стоящие в кругу не знали, у кого мяч. Дети с мячами условно нумеруются так, чтобы номер каждого игрока знали только игрок и водящий. Водящий называет номер одного из игроков. Тот быстро бросает мяч, стараясь осалить игрока находящегося в кругу. Осаленный игрок выбывает из игры. Если кидавший мяч не попадает в игрока, то он сам выбывает из игры, а мяч передает другому. Игра продолжается до тех пор, пока в команде останется один человек. Бросает мяч с места тот, чей номер назвал ведущий.
«Белый мяч и черный мяч»
Для игры нужно два мяча из войлока белого и черного цвета. Играющие делятся на две равные команды. В каждой команде выбирается ведущий. Одному ведущему дается мяч белого цвета, другому - черного цвета. По сигналу ведущие бросают свои мячи как можно дальше. По второму сигналу по одному игроку из каждой команды бегут за своим мячом. Победитель тот, кто быстрее принес мяч своему ведущему, получает очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Бросать мяч и бежать за ним можно только по команде. Мяч бросать как можно дальше.
Армянские народные игры
«Перетягивание палки»
Участвует неограниченное количество игроков. Один из них выбирается дедом, остальные рассчитываются по номерам для соблюдения очередности в игре. По сигналу деда два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями, и берут в руки палку, причем держит ее каждый за середину и за края. По второму сигналу игроки начинают тянуть друг друга с целью поднять на ноги. Кому удается поднять противника на ноги, тот выигрывает и продолжает игру с одним из следующих игроков. Играть можно и с веревкой, ремешком или просто держась за руки.
Грузинские народные игры
«Кабахи»
В середине площадки длиной 12-16м ставится стойка высотой 1-1,5м с подставкой, на которую сверху помещают мяч большого размера. От стойки на расстоянии 2-3м проводятся линии метания. Игроки делятся на две команды по шесть-восемь человек и располагаются шеренгами у стартовых линий, начерченных по обоим концам площадки. Всадники сидят верхом на лошадях (палки с изображением головы лошади, у каждого в руках мяч малого размера. Игрок первой команды, который определился по жребию, скачет к линии метания, стараясь попасть мячом в большой мяч, помещенный на подставку большой стойки, после чего возвращается на свое место. В игру вступает игрок первый из второй команды и. т. д. Каждый мяч, попавший в цель, дает команде одно очко. Побеждает команда набравшая большее количество очков. Переступать за линию метания запрещается. Игроки команд вступают в игру поочередно.
«Снятие шапки»
На одном конце площадки у стартовой линии на расстоянии 3-4м друг от друга выстраиваются две колонны играющих. Напротив каждой из них втыкаются по две палки (или ставятся стойки высотой
1 м) ближние на расстоянии 2 - 3м, а дальние - 7 – 8м от стартовой линии. На дальние палки вешается по одной шапке. Первые игроки обеих команд по сигналу бегут в дальний конец площадки, снимают шапки с палок, возвращаются к палкам у стартовой линии и вешают шапки на палки. Затем подбегают к последующему игроку своей команды, касаются ладони его вытянутой руки и становятся в конце колонны. Последующие игроки команд быстро бегут вначале к ближним палкам, снимают с них шапки, затем бегут к дальним палкам и вешают их на палки. После чего возвращаются к стартовой линии, чтобы коснуться рукой ладони следующего игрока своей команды, и так далее, пока все дети по разу не примут участия в игре. Выигрывает команда, раньше всех закончившая игру.
Последующий игрок вступает в игру лишь после того, как его руки коснется предыдущий. Если игрок уронит шапку, он обязан подобрать ее и повесить на палку.