МААМ-картинки

Консультация для педагогов и родителей «Круги Луллия»

Ольга Разова
Консультация для педагогов и родителей «Круги Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы

На сегодняшний день имеется огромное количество разнообразных игровых пособий и развивающих материалов, придуманных для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, специально для дошкольников выпускают развивающие игрушки, поражающие своим многообразием. И действительно, многие родители, заприметив на рынке новую игрушку, сразу же стремятся ее заполучить, надеясь, что их ребенок оценит ее по достоинству и будет играть с ней долгие месяцы. Но, как многим известно, чем сложнее игрушка, тем больше вероятность, что ребенок будет заинтересован ей не более двух-трех дней. Почему же так происходит? Дело в том, что чем сложнее игрушка и чем больше в ней сложных деталей и элементов, с которыми ребенок не знает, что делать, тем меньше у него простора для фантазии и творческого самовыражения. Например, если дать ребенку простую палку, то он вероятнее всего сможет придумать с ней довольно много разнообразных игр, ведь палка может быть и «лошадкой», и «мечом», и «ружьем», и «посохом», и «волшебной палочкой» и так далее. А со сложной и замысловатой игрушкой это сделать довольно сложно. Так и есть, как правило, самые интересные для детей игрушки – самые простые. Многие молодые родители замечали, что их чада самым дорогим и навороченным игрушкам предпочитают кастрюли и крышки от них. И одной из простых, но гениальных игровых методик являются так называемые «Круги Луллия». Наверняка, практически каждый человек встречался с этой игрой, но не знает ее названия и происхождения. «Круги Луллия» или «Кольца Луллия» - это уникальная и очень интересная игра, которая была придумана довольно давно, но активно используется педагогами и родителями по сей день, и не потерявшая свою актуальность. Можно сказать, что «Кольца Луллия» представляют собой некую «логическую машину» или некое подобие компьютера для дошкольников. В XIII в. французский монах Раймонд Луллий создал свою логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, что данную разработку можно применять в качестве замечательного средства развития речи у маленьких детей. Как уже было сказано, «Круги Луллия» - это нечто вроде компьютера, только для разнообразных картинок, слов и различных понятий.

Конструкция данной игры очень проста.

При желании ее можно сделать самостоятельно, но сегодня огромное количество самых разных развивающих кругов можно легко найти в магазинах. Благодаря тому, что «Круги Луллия» совершенно элементарны, они очень популярны в дошкольных учреждениях при работе с детьми. Данная методика зарекомендовала себя не только как очень эффективное средство для развития детей младшего дошкольного возраста, но и как обучающий материал для подготовки к поступлению в школу. Что же из себя представляют «Круги Луллия»? По сути они являются простыми кругами, вырезанными из плотной бумаги или картона (иногда из пластика). Эти круги разного диаметра и они нанизаны на общий стержень, на верхней части которого крепится стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов стрелка указывает на определенные сектора. Изначально Луллий рисовал разные картинки на секторах, также он делал надписи, которые могли представлять собой как короткие фразы, так и целые изречения. Таким образом, любой, кто держал в руках круг Луллия, мог задать какой-либо вопрос и с помощью полученной комбинации секторов получить ответ, который надо было расшифровать, подключив свою фантазию. В современном педагогическом процессе это круги с различными картинками, подобранные по изучаемым тематикам.

Круги вращаются ребенком относительно друг друга. Когда ребенок перемещает картинки с целью поиска необходимого результата, он, можно сказать, использует круги так, как если бы взрослый использовал компьютер для поиска необходимой информации. Использование «Кругов Луллия» в образовательном процессе действительно очень облегчает обучение дошкольников. Круги Луллия можно использовать на самые разные темы – в зависимости от урока. Например, можно самостоятельно изготавливать такие тематические круги как: «Подбери цвет»; «Найди животное»; «Какая форма?»; «Чей детеныш?»; «Игрушки»; «Одежда и обувь»; «Времена года»; «Время суток»; «Части одного целого»; «Математика»; «Правила грамматики»; «Ситуации»; «Правила безопасности»; «Животные/Птицы/Насекомые/Рыбы»; «Растения/Грибы»; и так далее. Придумать и сделать своими руками можно круг практически на любую тему.

Именно таким образом во время занятия по таким картинкам, реальным, узнаваемым, с определенными признаками, ребенок и определяет для себя окружающий мир. И практика использования «Кругов Луллия» в образовательном процессе показывает, что детям интересно играть в картинки, расположенные определенным образом на секторах кругов. Необычная форма заданий позволяет учить детей не только различать разнообразные признаки предметов, но и развивать навыки цветовосприятия, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). Но самое главное – «Круги Луллия» создают для ребенка условия для того, чтобы он смог почувствовать себя «создателем», умеющим объяснять, сочинять, решать, пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в собственный успех. Воспитатели детских садов могут использовать «Круги Луллия» в когнитивном развитии, как на уроках (знакомство с окружающей средой, развитие речи, математика и т. д., так и в индивидуальной работе с детьми, знакомя их с «Замечательными кольцами» или с «Загадочными кругами».

Рекомендации для родителей и педагогов при использовании «Кругов Луллия»:

• Для работы с детьми дошкольного возраста лучше всего использовать не более 1 -2 кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.

• Для работы с детьми четвертого года жизни лучше брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

• В работе с детьми пятого года жизни используют по 2-3 круга по 4- 6 сектора на каждом.

• Дети седьмого года жизни хорошо справляются с заданиями, в которых используются по 4 круга с 8 секторами на каждом.

Занятия и развивающие игры с «Кругами Луллия» можно условно разделить на три вида:

1. Игры на подбор пары. В одном из секторов первого круга устанавливают картинку, пара к которой подбирается путем прокручивания второго круга. В этих играх одной картинке первого круга обязательно должна соответствовать одна картинка второго круга.

2. Игры с элементом случайности в установке кругов. В данных заданиях дети одновременно раскручивают два круга. Ответ ребенка в этом случае будет зависеть от того, какая комбинация выпадет в секторе. В подобном варианте игр абсолютно любая картинка первого круга сочетается с любой картинкой второго круга и наоборот.

3. Игры на развитие творческого воображения. Для этих занятий подбирают такие же круги, как и для игр на подбор пары. Далее ребенок совместно с взрослым обсуждает, на первый взгляд, несовместимую комбинацию. Допустим, совпали картинки первого и второго кругов. И затем уже в целях развития детской речи необходимо задавать разнообразные вопросы. Вопросы могут начинаться со слов: «Как могло так случиться, что. ?»; «Что же произойдет, если. ?»; и так далее. Конечно же с ребенком необходимо заранее договориться о том, что обсуждаемая ситуация сказочная, а значит, ребенок может давать полную волю своему воображению.

Игры и занятия с детьми могут быть подобраны в двух направлениях:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся у ребенка знаний – например, на сектора самого большого, нижнего круга прикрепляют картинки с изображениями разных деревьев (береза, вишня, ель и так далее). На средний, промежуточный круг помещают изображения листьев этих деревьев. На круг еще меньшего размера – третий круг, крепят картинки с изображением плодов или семян этих деревьев. (березовые «сережки», вишня, шишки и так далее). И на самый маленький круг крепят картинки с изображением мест произрастания этих деревьев (лесная опушка, фруктовый сад, бор и так далее).

2. На развитие воображения, фантазии и раскрытие творческого потенциала. Например, на уроке изобразительного искусства дети могут самостоятельно выбрать, какой горшок они будут рисовать. Это можно сделать, если на первый круг прикрепить изображения горшков самых разных форм; на второй круг прикрепить картинки с изображениями разнообразных вариантов росписей, а на третий круг прикрепить образцы вариантов цветов и оттенков.

3. Использование «Кругов Луллия» в целях развития речи у детей. Отдельно необходимо сказать об использовании «Кругов Луллия» в развитии речи дошкольников, что является одной из самых актуальных тем в последнее время. Проблема развития связной речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. А особенно сильно актуальность этой проблемы возросла в последние несколько лет. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. И поэтому содержание секторов «Кругов Луллия» должно быть подчинено какой-либо конкретной теме. Рассмотрим 4 основных типа игровых заданий, которые используются в развитии речи ребенка:

1. Поиск сочетаний. При объединении расположенных на секторах круга картинок, под стрелкой как бы формируется реальная картина мира. Дети составляют разные предложения, которые объединяют в себе эти объекты. На основании полученных результатов дети учатся делать выводы. Пример: Щенок – лапа. У щенка есть лапа, и это его часть. У щенка есть еще и другие части, такие как: голова, шея, тело, хвост. Пример №2: Компьютер - монитор. Монитор – это часть компьютера. Другими частями компьютера также являются: клавиатура, корпус, мышка и так далее. Вывод: В результате проведенной игры ребенок понимает, что у любого объекта есть составляющие его части.

2. Объяснение необычного сочетания. При раскручивании кругов дети рассматривают случайное соединение секторов и как можно более достоверно пытаются объяснить необычность их взаимодействия. То есть в данном упражнении активно подключается логика.

3. Создание сказки. В данном случае, как и в предыдущем, во время раскручивания кругов рассматривается случайное совпадение объектов, которое служит основой для фантазирования. В этом упражнении активно задействовано воображение.

4. Решение проблемы. В волшебных историях и сказках герои часто попадают в необычные ситуации. В этом случае детям необходимо формулировать проблему, также им предлагается выдвигать собственные, нестандартные идеи по их решению. В результате подобной работы дети учатся самостоятельно придумывать реальные и фантастические истории, а также составлять рассказы о практической значимости объектов с несвойственными им признаками.

Варианты выполнения заданий с использованием «Кругов Луллия»:

Раскладывание предметных картинок по всем секторам кругов;

Постановка задач;

Раскручивание кругов;

Познавательная деятельность детей, состоящая из:

1) Установки соответствия путём поворота кругов таким образом, чтобы под стрелкой располагались нужные картинки. Составление правдивого рассказа или формулировка ответа;

2) Сочинение волшебного рассказа по случайно полученным изображениям;

Варианты ролей взрослого во время занятий с «Кругами Луллия»:

1. Взрослый принимает активное участие в занятии. Он ставит цель и формулирует правила, а также помогает распределить роли и при необходимости подталкивает развитие игры;

2. Взрослый принимает второстепенное участие в развитии игры. Он только косвенно воздействует на поведение и речь детей. В этом варианте дети сами распределяют роли между собой, выбирают ведущего и осуществляют речевое оформление игры;

3. Взрослый выступает в роли наблюдателя. Он контролирует ход игры. В данном варианте дети самостоятельно следят за развитием игры, сопровождая все свои действия речью и используя речевые умения;

4. Взрослый инструктирует детей и создает условия для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что методика «Круги Луллия» более чем соответствует стандарту образования детей дошкольного возраста и вполне успешно может применяться в детских садах. Благодаря использованию «Кругов Луллия» в педагогике образовательный процесс становится более увлекательным и интересным для детей.

Публикации по теме:

«Какие бывают магазины?» Дидактическая игра «Круги Луллия»«Какие бывают магазины?» Дидактическая игра «Круги Луллия» «Какие бывают магазины?» Дидактическая игра «Круги Луллия» Цель: Дать знания детям о том, что магазины бывают разные. «Овощи и фрукты»,.

Дидактическая игра «Круги Луллия» для детей 4–5 лет своими рукамиДидактическая игра «Круги Луллия» для детей 4–5 лет своими руками В современной педагогической практике всё больше используются, казалось бы, устаревшие модифицированные педагогические технологии. Сегодня.

Дидактическое развивающее пособие «Круги Луллия» для дошкольниковДидактическое развивающее пособие «Круги Луллия» для дошкольников Многообразный мир состоит из объектов. Любой реальный объект имеет признаки: цвет, форму (объемную, плоскостную, количество, части, изменения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Круги Луллия»
Опубликовано: 22 января 2025 в 13:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов и родителей «Круги Луллия»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Разова (УИ 241196) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД