Наталья Ермакова
Консультация для педагогов и родителей «Использование игры Доббль в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, формируется речь, определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста является особо значимой. Наша речь каждое десятилетие становится суше, скучнее, беднее, однообразнее и сводится к использованию минимального словарного запаса. Лавиной хлынувшие технические новшества ускоряют этот печальный процесс обнищания и деформации речи. Вопрос: как не утратить красоту и образность речи? Сенситивным периодом развития всех психических процессов является дошкольный возраст. Однако современный мир и его технические «игрушки» подменяют ребенку необходимость получения познавательной информации из общения со сверстниками, взрослыми, из любимых детских книг. Ребенок легко осваивает технический язык, но при этом живая речь утрачивает свою значимость, эмоциональность. Следовательно, единственным выходом из сложившейся проблемы является необходимость максимального обогащения речи детей в условиях ДОО.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Использование игры Доббль в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
«Доббль» – это динамичная, увлекательная настольная игра, которая способствует развитию речи, познавательных способностей, развивающая внимательность и остроту реакции. Специфические правила также тренируют навыки общения и умение проявлять самоконтроль. Эта азартное карточное соревнование надолго увлекает ребёнка, сколько бы лет ему ни было! Основные правила игры развивают внимание, влияя на все его характеристики: произвольность, объём, концентрация, распределение, устойчивость, переключение. Настольная игра Доббль развивает реакцию, как двигательно-моторную, так и, при определённых правилах, речевую. При строгом соблюдении правил поведения во время игры тренируются такие качества как стрессоустойчивость и самоконтроль.
• Игра практически не имеет возрастных ограничений. Посадив годовалого ребёнка на колени, положив перед ним карточку, взяв его правую руку в свою и выделив указательный пальчик, мы показываем несколько знакомых ребёнку картинок на карточке, берём другую карточку и т. д. Через несколько дней (или недель) мы выучиваем название простых изображений на карточках.
• Когда указательный жест хорошо сформирован и ребёнок уже выучил название простых картинок, мы показываем ему карточку и просим найти нужное изображение (птичка, кошка, ножницы и т. д.).
• Когда ребёнок научился легко находить изображение на одной карточке
– берём две карточки, указательный палец левой руки ставим на парную картинку, называем её и просим найти такую же на другой карточке.
• Как правило, до трёх лет ребёнок не готов к игре в условиях соревнования. Для группы детей двух-трёхлетнего возраста можно
порекомендовать использовать спокойный вариант. Перед каждым ребёнком кладутся две карточки и они выбирают на них общие символы, действуя в собственном темпе. Или перед каждым ребёнком выкладывается одна карточка, а стопка кладётся в середину и дети строго по очереди ищут совпадения со своей карточкой. В поиск вовлечены все, но карточку забирает тот, чья сейчас очередь. При этом отсутствие или недостаточное развитие речи не является преградой – мы продолжаем работать над зрительным вниманием и формированием у малышей указательного жеста.
Для речевого развития - настольная игра Доббль, в первую очередь полезна для активизации речи, развития координации речи с движением, актуализации словаря детей. Для достижения этих целей перед началом игры необходимо проговорить с детьми названия всех символов и обсудить правила, при которых выигравшим будет не тот, кто быстрее схватил карточку, а тот, кто четко и внятно назвал совпадающие символы.
Игра «Доббль» содержит набор карточек. Каждая карточка содержит несколько изображений. Между любыми карточками есть только одно совпадающее изображение (всего 57 изображений).
Не секрет, что и у взрослых игроков быстрее действуют руки, а слова
«застревают». Именно над развитием речевой реакции, координацией зрительного восприятия и речи направлена работа в детском саду. Часто, зная правильный ответ, мы в ситуации волнения не можем быстро его дать. Поэтому настольная игра «Доббль» будет очень полезна будущим школьникам. При этом следует помнить, что необходимость быстрой актуализации слов в условиях стресса может быть противопоказана для детей с заиканием или с предрасположенностью к запинкам, тикам.
В игре также идет адаптация к условиям постоянно меняющейся задачи. Этот полезный навык переноса внимания (без «застревания» на пройденном или неудавшимся) будет важен в условиях быстро меняющихся заданий в школе, таких например, как математические диктанты. Хочется обратить внимание родителей и педагогов на такую сторону этой игры, как азартность. Действительно, настольная игра «Доббль» очень увлекает и возбуждает. Дети, да и взрослые, часто не могут сдержать свои эмоции: кричат, вскакивают, забывают соблюдать правила. Однако при правильной организации игры развиваются такие качества как: стрессоустойчивость, умение регулировать собственные эмоции, переживать собственный проигрыш и радоваться за друзей. Это может пригодиться детям в школе и вообще в жизни, поможет быстрее адаптироваться к стрессовой ситуации, переживать неудачи. Но необходимо отметить, что эта игра не подходит для самостоятельного использования детьми, у которых эти навыки ещё не сформировались на достаточном уровне. Здесь очень важна регулирующая роль взрослого для чёткого следования правилам игры и для контроля спорных ситуаций.
Использование игры «Доббль» в работе с детьми дошкольного возраста очень интересная находка. Именно в игровой непринужденной форме дети
осваивают нужные знания, развивается речь. А чтобы игра приносила пользу и удовольствие, педагогу или родителю самому нужно включатся в игры детей сначала в роли обучающего, контролирующего, а потом как равноправного игрока.
Предлагаю один вариант игры (карточки). Которые можно самостоятельно распечатать (нарисовать, заламинировать, вырезать.