Получи документы

Консультация для педагогов и родителей «Активизация речи детей посредством получения новых знаний о труде взрослых»

Богдановская Раиса
Консультация для педагогов и родителей «Активизация речи детей посредством получения новых знаний о труде взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы

Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа связана со всей образовательной работой в ДОУ. Ее содержание определяется на основе анализа основной образовательной программы ДОУ, задачами и содержанием образовательной деятельности в рамках образовательной области «Речевое развитие».

Согласно ФГОС ДО одной из таких задач является «обогащение активного словаря», то есть той лексики, необходимой ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности.

Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Активизация речи детей посредством получения новых знаний о труде взрослых“» размещена в разделах

Цель моей работы: - обогащение словаря детей за счёт расширения представлений о явлениях социальной жизни, труде, профессиональной деятельности людей.

Определив цель, я поставила перед собой следующие задачи:

1) Дать детям знания о трудовой деятельности взрослых : в промышленности, на строительстве, на транспорте, в учреждениях, культурно – бытовом обслуживании, в сфере образования и медицины, в сельском хозяйстве; знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы;

2) Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд.

3) Активизировать речь детей за счёт полученных новых знаний о труде взрослых.

4) Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

Ведущим содержанием словарной работы в старшей группе является освоение детьми осознанного использования слов, обозначающих видовые и

родовые обобщения. Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы, что помогает перейти от простого использования звуковой формы словак осознанию его истинного содержания. Понимать причины объединения в одну группу предметов — посуды, мебели, одежды, обуви, головных уборов, постельных принадлежностей, транспорта, овощей, фруктов и др. Овладение понятийным содержанием слова позволяет детям перейти на новый уровень понимания и использования слов — в их переносном, иносказательном значении.

Это является условием для освоения детьми средств языковой выразительности:

— на шестом году жизни находить в текстах литературных произведений и создавать свои образные сравнения, эпитеты;

— использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов.

Обогащение словаря детей 5—6 лет связано с возрастанием их интереса к явлениям и событиям социальной жизни, к человеку с его внутренним миром и внешним поведением. В процессе знакомства детей с трудом людей разных профессий их словарь пополняется названиями предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения.

Анализируя поведение, состояние и качества литературного героя – труженика, ребенок начинает понимать, использовать в речи слова, обозначающие личностные характеристики: честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т. д., состояния и настроения, внутренние переживания человека, трудолюбие, творчество, усердие.

Словарный минимум (средняя группа) :

Словарь-минимум, в основе которого – три компонента (название профессии, трудовые действия, орудия труда).

Название профессии: няня, помощник воспитателя.

Трудовые действия : подметает, чистит, одевает, раздевает, раскладывает (постель, расстилает (скатерти, расставляет (посуду, накладывает (еду, поливает (цветы, меняет (постель).

Орудия труда : посуда, мойка, чашка, столовая ложка, чайная ложка, вилка, тарелка для супа, тарелка для второго блюда, хлебница, чайник, кастрюля, половник, нож, разделочная доска, ведро, таз, швабра, половая тряпка, горшок, полотенце, постель, наволочка, пододеяльник, простыня, матрац, подушка, одеяло, кровать, покрывало, окно, плафон, шкаф, пол, лестница, веранда, веник, ведро, совок, хлорка, щетка, стремянка.

Всего слов: 57

Название профессии: повар.

Трудовые действия : варит, готовит, жарит, парит, печет, взбивает, смазывает, мешает, наливает, режет, чистит, рубит.

Орудия труда : кастрюля, половник, нож, сковорода, противень, плита, духовка, холодильник, морозильник, мясорубка, картофелечистка, ведро, терка, овощерезка, чайник, чашка, тарелка, ложка, вилка; овощи – картофель, морковь, лук, свекла, зелень, капуста, помидор, огурец, редиска, кукуруза, горошек; фрукты – яблоко, груша, вишня, курага, изюм, банан, апельсин; крупы – рис, перловка, геркулес, гречка, манка;

Всего слов: 58

Название профессии: врач, медсестра.

Трудовые действия : лечит, смазывает (ссадины, делает (прививки, перебинтовывает (раны, ставит градусник, взвешивает (вес, измеряет (рост, сравнивает результаты, составляет меню.

Орудия труда : шприц, вата, бинт, ростомер, весы, йод, зеленка, мазь, таблетки, лекарства, грелка, градусник, ватные палочки, ссадина, рана, меню, питание, медицинские карточки.

Всего слов: 34

Название профессии: прачка.

Трудовые действия : стирает, ополаскивает, гладит, складывает.

Орудия труда : постельное белье – наволочка, простыня, пододеяльник; полотенце, одеяло, стиральная машина, сушилка, утюг, гладильная доска, стиральный порошок, белизна, мыло, сода, центрифуга, отжим.

Всего слов: 21

Название профессии: плотник.

Трудовые действия : пилит, строгает, сверлит, прибивает.

Орудия труда : топор, отвес, рулетка 3-метровая, молоток, пила, стеклорез, гвоздодёр, пассатижи, отвёртка, электроотвёртка, дрель, шуруповёрт, рубанок, верстак, стружка, деревянные изделия.

Всего слов: 29

Название профессии: дворник

Трудовые действия : подметает, убирает мусор, чистит снег, убирает опавшие листья, приводит двор в порядок, посыпает зимой дорожки песком.

Орудия труда : метла, веник, грабли, лопата, перчатки, мешки для мусора, тележка.

Всего слов: 24

Название профессии: логопед

Трудовые действия : занимается с детьми, проводит индивидуальные и групповые занятия, разучивает артикуляционную и пальчиковую гимнастку, развивает фонематический слух, развивает речь детей,

учит правильно произносить звуки,

Орудия труда : зеркало, ручка, тетрадь, книги, игрушки, картинки, пособия, цветные карандаши, рабочие тетради, пластилин, акварельные краски, альбом, фломастеры, маркер, доска.

Всего слов:37

Название профессии: воспитатель

Трудовые действия : играет с детьми, организовывает игры, проводит занятия, гуляет с детьми, поёт, танцует, укладывает спать, читает книги, лепит, наклеивает, занимается оригами, учит делать аппликацию, ухаживает за комнатными растениями, воспитывает культурно – гигиенические навыки.

Орудия труда : ручка, тетрадь, книги, игрушки, картинки, пособия, цветные карандаши, рабочие тетради, пластилин, акварельные краски, альбом, фломастеры, маркеры.

Всего слов: 46

Словарный минимум (старшая группа) :

Словарь-минимум, в основе которого – четыре компонента (название профессии, трудовые действия, понятия, качества).

Название профессии: военный

Трудовые действия : охраняет, служит в армии, защищает народ, стреляет, управляет танком, управляет самолётом, наблюдает.

Понятия: сухопутные войска, воздушно-десантные войска, военно-морской флот, мотострелки, артиллеристы, ракетчики, десантники, лётчики, пограничники, моряки, линкор, крейсер, авиация, парад.

Качества: отвага, преданность, сила, смелость.

Всего слов: 34

Название профессии: пожарный

Трудовые действия : тушит пожар, спасает людей, управляет пожарной машиной, отвечает за пожарную безопасность.

Орудия труда : огнетушитель, рукав, шланг, пожарная машина, лестница, брезентовый костюм.

Понятия: бесстрашие, самоотверженность, пожарный, пожарная безопасность, отвага, сила, смелость, ловкость, сноровка.

Всего слов: 30

Название профессии: космонавт

Трудовые действия : летит в космос, выходит в открытый космос, управляет ракетой, тренируется.

Орудия труда : космонавт, космический корабль, совершить полёт, невесомость, открытый космос, скафандр, ракета, звездолёт.

Понятия: бесстрашие, самоотверженность, знания, грамотность, спортивная подготовка, крепкое здоровье.

Всего слов: 28

Название профессии: водитель

Трудовые действия : возит грузы, ведёт машину, знает правила дорожного движения, перевозит пассажиров.

Орудия труда : легковой автомобиль, грузовой автомобиль, механик, общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай.

Качества: внимание, умение, крепкое здоровье, прекрасное зрение.

Всего слов: 26

Название профессии: фермер

Трудовые действия : занимается домашним хозяйством, выращивает овощи, разводит скот, выращивает пшеницу, рожь.

Орудия труда : трактор, сено, хлев.

Качества: внимание, умение, крепкое здоровье, доброта, забота о животных.

Всего слов: 26

Название профессии: строитель

Трудовые действия : строит, красит стены, кладёт кирпич, кладёт плитку, монтирует окна, работает на строительной технике.

Разновидности: маляр, каменщик, плотник, крановщик, прораб, архитектор, инженер, плиточник, монтажник,

Техника: подъёмный кран, экскаватор, бульдозер, грузовик.

Всего слов: 30

Публикации по теме:

Презентация «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение.

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы) В логопедической практике для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса используются.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Консультация для родителей «Воспитание культурных навыков и пример взрослых для детей» «Понятие о культуре очень широко- от умывания лица до последних высот человеческой мысли» М. И. Калинин. Программа воспитания в детском.

Консультация для родителей по правилам дорожного движения «Безопасность детей – забота взрослых!» Уважаемые родители! С каждым годом увеличивается автомобильный поток на улицах. Поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Консультация для родителей «Поделки из природных материалов руками детей и взрослых»Консультация для родителей «Поделки из природных материалов руками детей и взрослых» Фантазия человека порою просто не имеет границ. А в маленькой головке юного дарования собран кладезь невероятных идей! Только таланты.

Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательных способностей и физических качеств посредством новых вариантов игр»Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательных способностей и физических качеств посредством новых вариантов игр» МБДОУ «ЦРР – Д/С №73» города Ставрополя, 2019 год Воспитатель по физическому развитию Семёнова О. Е. Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю.

Пропаганда экологических знаний среди педагогов, детей и родителей (фотоотчет)Пропаганда экологических знаний среди педагогов, детей и родителей (фотоотчет) Несколько лет мы работаем над проблемой пропаганды экологических знаний. Почему, спросите вы? Результаты анкетирования родителей, педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Активизация речи детей посредством получения новых знаний о труде взрослых»
Опубликовано: 17 марта 2021 в 15:51
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов и родителей «Активизация речи детей посредством получения новых знаний о труде взрослых»» (включая файлы) размещена пользователем Богдановская Раиса (УИ 2584388) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД