Бочкарева Светлана Михайловна
Консультация для педагогов «Формы и методы работы по ознакомлению с родным краем»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формы и методы работы по ознакомлению детей с Родным краем»
Цель: расширить представления педагогов об одной из форм нравственно-
Публикация «Консультация для педагогов „Формы и методы работы по ознакомлению с родным краем“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
патриотического воспитания: знакомство с природой и историей родного края; заинтересовать педагогов в изучении родного края; убедить педагогов в том, что разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с историей родного края влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности.
Россия, Родина, родной край. Эти слова знакомы каждому человеку с раннего детства. Но за последние годы эти дорогие для каждого русского человека слова ушли на второй план.
Но почему же на Руси не было для людей ничего более дорогого, чем Родина, и жизни они без нее не представляли. Ни один враг не смог покорить гордый русский народ. А дело все в том, что стержнем воспитательных традиций Древней Руси в первую очередь являлось воспитание патриотизма. А это понятие включает в себя любовь к Родине, к земле, где я родился и вырос, гордость за исторические свершения русского народа. Эти качества у русичей были очень глубокими, поэтому они готовы были отдать жизнь за свободу и независимость, за то, чтоб их потомки имели будущее в родной стране, за наше с вами благополучие. И очень хорошо, что мы наконец-то поняли, как много потеряно за эти годы и пока не поздно решили возродить лучшие традиции нашего народа и вернуться к вековым корням.
Эта задача в первую очередь ложится на педагогов, т. е. на нас с вами. Мы должны воспитать гражданина Отечества, способного любить, уважать свой народ, чтить наши традиции. И чтобы они, находясь в любом уголке мира, могли с гордостью сказать: «Мы – русские!». Это дело, конечно, благородное, но и очень ответственное. Достичь каких-то результатов можно только в том случае, если работа всех сотрудников будет подчинена этой цели.
В последнее десятилетие в общеобразовательных учреждениях резко возрос интерес к изучению своего края. Это обусловлено рядом причин: желанием познать мир, в котором живешь; новыми подходами к процессу обучения, гуманизацией образования (предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности, ориентацией на развитие личности; осознание эффективности краеведческого принципа обучения.
Для детей дошкольного возраста понятие «край» достаточно узкое, соответствующее восприятию детей – это свой дом, улица, поселок, микрорайон, город, область. Цели работы по воспитанию интереса к родному краю связаны, прежде всего, с возрастными познавательными возможностями детей дошкольного возраста. Дошкольнику важно научиться осознавать себя частью окружающего его микромира. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению поселка или города, как окружающего ребенка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Это составляет базу для духовно-ценностной и практической ориентации ребенка. Он на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего его микромира; в привычном окружении открывает новые стороны, учится грамотно взаимодействовать с микромиром. В процессе воспитательной работы важно подвести дошкольников к пониманию того, что он пользуется наследием всего человечества, которое совершенствовалось и оттачивалось на протяжении всех веков. Все, что создано человеком – призвано служить нам, приносить пользу, а значит, надо бережно относиться к этому наследию.
Исходя из психолого-педагогических и возрастных особенностей дошкольников, целесообразно начать первоначальное знакомство с краем с окружающего детей микромира: изучая социосреду, культурную и природную среду, современное состояние города. Ребенку ближе понятие «края» как поселок или город, в котором он живет.
Целенаправленная работа по изучению «Мира родного края» позволяет педагогу познакомить детей со средой их обитания, почувствовать значимость труда людей разных поколений и профессий, создавших их родной город, сделавших его уютным и красивым. Необходимо показать ребенку, как неразрывно связаны между собой человек и среда обитания, в которой он живет, как важно людям взаимодействовать с окружающим микромиром, беречь природу города.
Задача данного блока заключается в формировании умения ребенка ориентироваться в окружающем его мире, учить этике поведения в нем.
При изучении родного поселка или города необходимо показать его уникальные особенности (природные, этнические, культурные, научить видеть в привычном окружении чудесное, загадочное, необычное, чтобы пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие. Знакомя детей с достопримечательностями своего города, мы не только расширяем кругозор детей, но и формируем нравственные качества: гордость за свой край, уважение к предшествующим поколениям. Ведь главные достопримечательности являются самыми памятными местами: они хранят память о важнейших событиях в истории и культуре нашего города. Мастерство педагога состоит в том, чтобы умело наполнить содержанием каждый блок, обращая внимание детей на специфические особенности родного края : уникальность сохранившихся памятников, глубину и значимость традиций, необходимость бережного отношения к заповедным уголкам своей маленькой родины.
При организации работы по воспитанию интереса и любви к родному краю важнейшее значение имеет правильный выбор методов и приемов работы с дошкольниками. Для достижения результативности необходимо соблюдать следующие требования. Прежде всего, не следует перегружать детей излишней информацией. Необходимо отбирать такой материал, который поможет ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, будет максимально приближен к ребенку и личностнозначим для него. Например, целесообразно включить в программу родного края : дом, улицу, где живут дети; предприятия, где работают их родители, любимый уголок твоего города; театр, куда ребенок ходит всей семьей и т. д.
Неоднократно возвращаясь к изученной теме, воспитатель должен находить новые увлекательные идеи для ее закрепления, рассматривая ее с разных точек зрения. Так при знакомстве с домом, как важнейшей частью жизни человека, дети рассматривают его как жилище, которое человек совершенствовал на протяжение многих веков, затем изучают разнообразие жилищ по их назначению, изучают архитектурные особенности здания, а также те крупинки памяти, которые возможно хранят дома о людях, их создавших или живших в них. В этом же разделе следует изучить здания, которые являются местными достопримечательностями, хранят память об исторических событиях.
Воспитателю важно использовать в работе с детьми разные виды деятельности: беседы, экскурсии, выполнение творческих заданий с родителями. Сведения о поселке и городе в целях закрепления материала можно использовать в других видах образовательной деятельности.
В целях развития интереса к родному краю в старшей группе можно организовать работу по изучению его истории. Жизнь края в древности, несомненно, вызывает интерес у детей. Однако, в силу возрастных познавательных возможностей, дети не могут глубоко оценить значимость исторических процессов происходивших на территории края, в контексте истории и культуры России.
Отстраненные от ребенка во времени процессы не становятся для него личностно значимыми. Поэтому очень важно педагогу подобрать нужное содержание данного раздела, чтобы захотелось раскрыть, изучить уникальные особенности своего города.
У каждого есть имя, возраст, внешность, память. С этой целью следует побудить детей к поисковой деятельности совместно с родителями по изучению истории происхождения имени поселка и города, его возраста. Каждый поселок и город имеет свой опознавательный знак – флаг, герб, символизирующий его особенности. Дети узнают: что означают фигуры, знаки, цвета, изображенные на нем и почему именно они выбраны его символами. Изучая с детьми историю поселка и города, необходимо обратить внимание на его расположение, остановиться более подробно на голубых реках и озерах нашего края. Знакомя детей с родным краем, мы должны подвести детей к пониманию того, что главное богатство края – люди: труженики, мастера, которые создают материальные и духовные ценности.
Одним из самых ярких эмоциональных направлений в работе по воспитанию интереса к родному краю является работа по приобщению дошкольников к народной культуре, народному творчеству своего края. Музыка и театр, танцы, поэзия, рисунки, народные праздники способствуют эмоциональному восприятию устного народного творчества.
Интересным приемом, увлекающим детей, является исследовательская деятельность: установление происхождения своей фамилии, восстановление своей родословной, задания на тему «рассказ старой фотографии» помогает установлению связи поколений. А все это вместе оказывает огромное влияние на формирующуюся у детей систему ценностей. Ведь именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основные направления личностных особенностей граждан нашей страны. Только системный подход способен обеспечить эффективность работы в данном направлении, воспитание социально активной личности, бережно относящейся к богатствам природы и общества.
Используемая литература
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. -М. : ТЦСфера,1999.-112 с.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2004. - 156 с.
3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
Интернет источник: https://doshvozrast.ru/metodich/pedoput38.htm