макушева светлана
Консультация для педагогов «Формирование правильной осанки»
▼ Скачать + Заказать документы
Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой.
Значение красивой осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник – именно он опора всего организма.
Главный принцип сохранения здоровья это профилактика. В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно уже в дошкольном возрасте.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование правильной осанки“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осанка. Консультации для родителей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Темочки
К сожалению, родители не всегда уделяют внимание формированию у ребенка правильной осанки. Осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на нее оказывают влияние и другие многочисленные факторы. А ведь именно семья несет основную ответственность за формирование правильной осанки, являясь своеобразным «архитектором» фигуры ребенка.
Возникновению дефектов осанки также способствуют :
- несоответствующая росту мебель;
- мягкая постель с высокой подушкой;
- ношение тяжестей;
- плоскостопие;
- недостаточная освещенность в помещении;
- безразличие (лень) к своей внешности.
В большинстве случаев нарушение осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых.
Значение красивой осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник – именно он опора всего организма.
Главный принцип сохранения здоровья это профилактика. В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно уже в дошкольном возрасте.
Дошкольное детство – важный период в формировании правильной осанки, так как, не смотря на возрастные функциональные возможности организма ребенка, его костная система еще находится в стадии формирования.
Формирование правильной осанки, составляет одну из важнейших задач физического воспитания.
Что же такое осанка?
Осанка – это привычная поза естественно непринужденно стоящего ребенка.
Осанка – это показатель здоровья и совершенства – говорит исследователь Зуев.
Осанка – это язык тела, поза, которая говорит всему миру о том, как вы себя ощущаете по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе.
Нормальной или правильной осанкой считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования как двигательного аппарата, так и всего организма. Правильная осанка характеризуется умеренными изгибами позвоночника, расположенными параллельно и симметрично (без выпячивания нижнего края) лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп.
Люди с правильной осанкой отличаются стройностью: голову они держат прямо, их мышцы упруги, живот подтянут, движения собраны, четки, уверены. Правильная осанка свидетельствует о хорошем физическом развитии.
Нормальная осанка – умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия деятельности сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.
Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык.
Деформация различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышечный тонус, который возникает при подавленном состоянии человека, могут привести к нарушению осанки.
Неправильная осанканеблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно – кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит: ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.
6 признаков правильной осанки :
1. Прямое положение головы и позвоночника.
2. Симметричные, расположенные на одной высоте, лопатки.
3. Горизонтальная линия ключиц.
4. Одинаковые «треугольники» талии («окошки, образованные контуром талии и опущенных рук).
5. Симметричное положение ягодиц.
6. Одинаковая длина ног и правильное положение стоп : внутренние их поверхности должны соприкасаться от пяток до кончиков пальцев.
Но как же происходит формирование правильной осанки?
Осанка формируется постепенно, по мере роста организма, и чем раньше начинают проявлять заботу о ней, тем легче бывает предупредить появление различных отклонений.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития – как умственного, так и физического. В это время ребёнок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения. Сегодня, следуя моде времени, родители больше внимания обращают на умственное развитие своих детей, не проявляя должной заботы о развитии физическом.
Дошкольный возраст – важный период в формировании правильной осанки, т. к. костная система ребёнка находится ещё в стадии формирования.
Главными средствами предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения. Надо обращать внимание на осанку не только на занятиях, но и в повседневных видах деятельности. Для этого следует использовать словесные указания, показ, контроль за осанкой, как со стороны взрослого, так и со стороны самого ребенка.
Так, упражнения для малышей носят игровой характер: имитируются движения птиц, животных, насекомых. Главное в них – вызвать интерес двигаться активно, с удовольствием. Дети старшего дошкольного возраста могут понять пользу упражнений, которые они выполняют: с их помощью они могут стать здоровыми, красивыми, подтянутыми. Для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя настойчивость и усилия.
Наблюдающаяся у детей неправильная осанка чаще всего является результатом слабости мышц плечевого пояса, спины и живота.
Упражнения в основных движениях с точки зрения формирования правильной осанки : во время ходьбы дети не должны опускать голову, необходимо двигаться с развернутыми плечами; для выработки ощущения правильной осанки можно положить мешочек с наполнителем на голову ребенка, придав голове правильное положение.
К обучению детей прыжкам надо подходить очень осторожно, обращая внимание не на овладение той или иной высотой (длиной, а на мягкое приземление.
При упражнении в лазании надо следить за тем, чтобы дети не смотрели вниз, держали туловище прямо; кисти рук ставили не уже, чем на ширину плеч, иначе лазанье может неблагоприятно влиять на осанку.
Упражнения в подлезании, перелезании, пролезании увеличивают подвижность позвоночника и укрепляют мышцы спины. Однако надо помнить, что после этих упражнений надо использовать такие, в которых дети могут активно выпрямить позвоночник.
При проведении упражнений в метании надо обращать внимание на правильный замах и позу туловища. Это укрепляет мышцы плечевого пояса
Методически правильно проводимые ходьба, бег, лазание и др. вырабатывают привычку сохранять правильную осанку, укрепляют мышцы спины, плечевого пояса, живота.
Воспитание ощущений правильной осанки приобретается за счет многократного повторения правильного положения тела : лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуются следующие мероприятия:
- изучение и воспитание ощущения осанки с помощью зеркала. Ребенок перед зеркалом восстанавливает нарушенную осанку с помощью взрослого (выпрямить позвоночник, развернуть плечи, сблизить лопатки, втянуть живот, напрячь ягодицы);
- упражнение у вертикальной плоскости. Ребенок прикасается к плоскости пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой.
Когда ребенок научится стоять правильно у плоскости, рекомендуются различные упражнения – отведение рук, ног в стороны, приседание с касанием плоскости затылком, спиной, лопатками (можно упражнения с удержанием предмета на голове);
- ношение различных предметов на голове (при ходьбе на носках, по бревну, на коленях, приседая);
- координация движений, так же умение владеть своим телом. Здесь полезны упражнения в равновесии и балансировании (стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейка с предметами на голове, повороты, «ласточка» на одной ноге);
Одним из эффективных средств развития и коррекции осанки детей являются занятия с применением больших гимнастических мячей. В этом случае все требуемые движения он выполняет непроизвольно. Работа на мяче усложняется тем, что ребенок вынужден балансировать, играть с мячом, пытаясь на нем удерживаться. Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент.
Основные исходные положения работы на мяче:
- сидя на мяче, ноги на полу, согнуты в коленях;
- стоя на полу на коленях, руки на мяче;
- лежа на животе на мяче;
-лежа спиной на мяче;
- лежа на спине на боку, опираясь об пол руками.
Главными правилами в работе воспитателя должно стать: каждый ребенок в течении дня должен обязательно выполнить не менее двух-трех упражнений на коррекцию осанки.
Памятка для родителей
• В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду. У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул, кровать).
• Когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребенок сидел прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы локоть свисал со стола); можно откинуться на спинку стула; нельзя наклоняться низко над столом.
• Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой. Лучше приучать детей спать на спине.
• Обратите внимание на то, чтобы дети не спали «калачиком» на боку с высокой подушкой, так как позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка, появляется сколиоз.
• Следите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пятками, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление.
Постарайтесь выходить чуть раньше, чтобы ребенку не пришлось бежать за родителями, которые тянут его за руку, чаще всего за одну и ту же каждое утро. Ведь это может привести к дисбалансу мышечного корсета и нарушению осанки.
Упражнения для правильной осанки детей
Упражнения для осанки детей.
В 3-6 лет ребенок начинает заниматься за столом, а в будущем его ждет школьная парта, родители должны подготовить спину ребенка к школьным нагрузкам заранее. Для того, чтобы у него была правильная осанка сейчас и в будущем ему необходимы:
• Езда на велосипеде, при этом руль должен быть на таком уровне, чтобы ребенок не сутулился при езде.
• Плавание, летом на речке как можно чаще, зимой бассейн.
• Научите малыша ходить с книгой на голове, когда ребенок освоит это, предложите ходить с книгой на носочках, делать приседания, не уронив ее.
• Полезно делать ласточку и ходить по бревну на детской площадке.
Упражнения для спины ребенка выполняем за 1 час до еды или 1 час после еды, не позднее 18 часов. Можно делать 2-3 раза в день. Начинаем с 5-7 повторов и одного подхода. Когда вы увидите, что ребенок стал легко их делать увеличивайте повторы до 10-12, далее можете делать 2 подхода по 10 раз, отдых между подходами 20-30 секунд.
«Самолет»
Ноги вместе руки - врозь, на высоте плеч, «руки-крылья» наклоняем в сторону поворота.
«Мельница»
Одна рука на поясе, другую поднимаем и описываем круги, ускоряя темп, вперед и назад, затем меняем руку. Положите на плечи ребенку гимнастическую палку с двумя ведерками воды (изобразим коромысло) и предложите принести воды не разлив ее.
«Рубка дров»
Ноги на ширине плеч, в руках палочка, делаем широкий замах назад и резкий наклон вперед.
«Кошечка»
Ребенок лежа на полу как кошка, ползет вперед, вытягивая руку, потом ногу.
«Собачка охраняет дом»
Ребенок на четвереньках ходит, подтягивая вперед колено, затем поворачивается направо и налево, не прогибая спинку.
«Рыбка в реке»
Ребенок на животе лежит, руки вытянуты вперед вместе, ноги сзади вместе, как рыбий хвост. Поднимает руки и грудь возврат в исходное положение, поднимает ноги, в исходное положение, затем сделать перекат от головы к ногам, как выпрыгивающая из воды рыбка.
Комплекс упражнений для осанки детей
Первые два упражнения для осанки детей делаем прямо за столом.
1. Ребенок поднимает руки, тянется вверх кончиками пальцев, чтобы спина выпрямилась, а позвоночник стал как струна, затем покачивается вправо-влево плавно поворачивая то одно то другое плечо вперед.
2. Согнуть в локте правую руку и поднять вверх над головой, затем сделать 7-8 наклонов туловищем влево, затем все повторить с другой рукой.
3. Теперь изображаем кошку, выходим из-за стола, встаем на колени, положить руки и подбородок на край дивана, а затем несколько раз выгнуть и прогнуть поясницу.
4. Крокодил, ходим на руках: ребенок стоит на ладонях на полу а вы держите его за ноги, и он начинает идти на руках, это упражнение полезно и при бронхитах и кашлях для отхождения мокроты.
5. Стелим коврик и кладем ребенка на живот на пол, руки он вытягивает перед собой, опора на подбородок. Держите ребенка за лодыжки, а он пусть старается «вырасти», продвигая вперед то одну, то другую руку, таким образом вы сделаете растяжку для позвоночника.
6. Расслабление: лечь на спину, руки по швам, тело прямо, закрыть глаза и полежать пару минут.
Профилактический комплекс упражнений для предупреждения нарушений осанки у детей
Ходьба:
• обычная ходьба;
• на носках;
• на пятках;
• с перекатом на внутренней и внешней стороне стопы;
• широким шагом;
• со сменой темпа движений.
Ходьба по ограниченной площади опоры с предметом на голове:
• По доске, положенной на пол, с остановкой на «островке»;
• По массирующему коврику;
• По горке;
• По скамейке.
Бег:
• бег обычный;
• бег между предметами.
Упражнения с мешочками:
1. И. п: ноги врозь, мешок на голове. Подняться и опускаться на носки, пятки.
2. И. п: стоя, ноги врозь. 1-поднять руки в стороны, 2-перевести вперёд, 3-в стороны, 4- и. п.
3. И. п: ноги вместе, руки на пояс; мешок на голдове. Полуприседания.
4. И. п: ноги врозь, руки на плечах. 1- правую ногу вперёд, на носок, 2—поднять, согнутую в колоне, 3- как 1, 4-и. п.
5. И. п: ноги врозь, 1-8- наклон вперёд, мешок положить на поясницу, удержать.
6. И. п: ноги врозь, мешок на голове. Приседания.
7. И. п: лёжа на спине, мешок вверху. 1-2 сед. Мешок положить в стопы; 3-4- лечь, 5-6 поднять прямые ноги за голову, мешок передать в руки, 7-8- ноги опустить.
8. И. п: лёжа на спине, руки в стороны, мешок в правой руке 1-2 – переложить мешок в левую руку, 3-4- и. п. 5-6- переложить мешок в правую руку, 7-8- и. п.
9. И. п: лёжа на животе, руки с мешочком впереди. 1-2- пргнуться, руки и ноги поднять вверх, 3-4- и. п.
10. И. п: лежа на животе. 1-2- правой рукой положить мешок у правого колена на заднюю поверхность бедра, 3-4- левой рукой взять мешок, и. п.
Упражнения на корригирующем коврике:
• Прыжки по фигурам;
• Прыжки по «следам».
Упражнения у вертикальной плоскости.
Стоя у стены, необходимо соприкасаться с ней пятью точками: затылком, лопатками, ягодицами, икроножными мышцами и пятками. За поясничный прогиб должна плотно проходить ладонь. При этом сохраняется правильное положение головы, спины, таза, стоп. Мышечные ощущения при таком положении ребенок должен почувствовать и запомнить.
1. Не меняя этого положения сделать несколько шагов вперед, в сторону, опять вернуться к стене и принять исходное положение.
2. Присесть с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторить приседание, сделав шаг вперед, вернуться в исходное положение.
3. Стоя у стены, поднять руки вперед, вверх, в стороны.
4. Поочередно поднимать согнутые в коленях ноги и, захватив колено руками, прижать его к туловищу.
5. Поднять прямую правую (левую) ногу вперед, руки вперед.
6. Руки в стороны. Наклоны вправо, (влево) с отведением ноги в сторону.
7. Ноги врозь, руки на поясе. Наклоны вперед, касаясь пальцами ног.
8. Ноги врозь, руки на поясе. Поднимание рук вверх.
Число повторений упражнений для дошкольников по 4-6 раз, для школьников 7-9лет поначалу не более 6-8 раз.