МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Финансовая грамотность дошкольников. Игры по финансовой грамотности»

Ирина Иванчук
Консультация для педагогов «Финансовая грамотность дошкольников. Игры по финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы

Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение читать и писать. Приобретение человеком знаний и навыков в области финансов служит для принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, для возможности использования современных финансовых инструментов. К сожалению, в нашей стране уровень финансовой грамотности недостаточно высок. В настоящее время умением рационально распоряжаться деньгами обладает лишь сравнительно малая часть населения, что, конечно же, отражается на уровне жизни. Поэтому необходимо уже с детского возраста учить детей основам финансовой грамотности. Финансовая грамотность повышает качество жизни, позволяет эффективно управлять средствами.

Публикация «Консультация для педагогов „Финансовая грамотность дошкольников, Игры по финансовой грамотности“» размещена в разделах

Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка:

- бережливости (продление жизни готовой вещи);

- деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде, чем что-то сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь»);

- трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности);

- здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги; - формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения, а также сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей.

Следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности :

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; положить начало формированию финансово-экономического мышления;

- обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги для принятия своих первых финансовых решений;

- способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;

- сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;

- содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Развивающая предметно-пространственная среда

для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО

Предметно-пространственная экономическая среда должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим можно выделить зоны:

- информационную (произведения художественной литературы экономического содержания);

- занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.);

- деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Рекламное агентство» и др.).

Актуальной остаётся задача знакомства детей с профессиями, как с источником получения заработной платы. Решать данную задачу можно, используя альбомы или коллажи о предприятиях, работающих на данной территории. Такие альбомы можно создавать совместно с детьми и, конечно же, с привлечением родителей. Родители могут сделать презентацию о своей работе. Также в решении этого вопроса поможет просмотр, чтение и обсуждение книг по теме. Необходимо использовать и макеты объектов, предметов, связанных с темой финансовой грамотности, например, банкомат, станок для печатания денег, здания банков.

При знакомстве дошкольников с деньгами также можно использовать тематические альбомы, коллекции денег, оригиналы монет и купюр.

Используются для формирования основ финансовой грамотности и дидактические игры, разработанные и созданные педагогом для решения конкретных педагогических задач, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры.

Варианты объектов РППС по ранней финансовой грамотности :

- деньги, нарисованные детьми;

- картотека загадок;

- альбом: пословицы и поговорки в картинках;

- книги художественные и научно-популярные, комиксы;

- аудиотека;

- медиатека из презентаций;

- медиатека интерактивных игр;

- медиатека мультфильмов;

- альбомы о профессиях;

- карточки о профессиях;

- кроссворды;

- ребусы;

- лабиринты тематические;

- банковские карты;

- ненастоящие деньги;

- банкомат;

- металлические устаревшие деньги;

- альбом «Эволюция денег»;

- игры-путешествия;

- дидактические игры;

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

Игра, являясь основным видом деятельности детей дошкольного возраста, помогает ребенку осваивать и познавать мир. Именно игры наглядно демонстрируют уменьшенную и упрощенную модель будущего, которое их ожидает. Поэтому для формирования основ финансовой грамотности игра является одной из самых предпочтительных форм организации работы с детьми. Сюжеты игр развиваются в зависимости от возрастной группы детей.

Тематика игр может быть очень разнообразной:

- «Кому что нужно для работы?»,

- «Где что купить?»,

- «Выбираем самое важное»,

- «Денежкин домик»,

- «Что нельзя купить?»,

- «Наши цели»,

- «Копим и сберегаем»,

- «Сделал дело – гуляй смело»,

- «Как потопаешь, так и полопаешь»,

- «Что создается трудом?»,

- «Магазин «Овощи, фрукты»,

- «Супермаркет»,

- «Прачечная»,

- «Банк»,

- «Бюро добрых услуг»,

- «Мебельная фабрика»,

- «Кафе»,

- «Рекламное агентство»,

- игра-праздник «Русская ярмарка»,

- игра-соревнование «Мои домашние обязанности» и пр.

В содержание игры включаются приобретенные детьми знания и умения. Необходимыми условиями возникновения такой игры являются :

- достаточный уровень сформированных у детей основных программных знаний и умений;

- оснащение ролевой игры атрибутами, активизирующими применение полученных знаний и умений (числовыми и цифровыми карточками, условными мерками и т. д.);

- умение детей использовать эти атрибуты в игре (на счетах откладывать количество «купленных» в «магазине» предметов; «рассчитываться» за «покупки» «деньгами» в виде числовых или цифровых карточек, отмерять «покупателю» нужное количество мерок крупы и т. д.).

Развитие ребенка эффективнее проводить через игру, ненавязчиво, так как именно в играх приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. В игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.

Игра «Товарный поезд»

Цель: закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

Материалы: карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.

Ход игры:

Вариант 1. Дети группируют предметы по месту производства: мебельная фабрика –диван, стол, стул, шкаф и т. д., фабрика игрушек – машина, кукла, неваляшка и т. д., швейная фабрика – предметы одежды.

Вариант 2. Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства и говорят, на каком производстве изготовлен данный товар. Например, мясопродукты - продукция мясокомбината, молочные продукты - продукция молокозавода.

Игра «Запланированная покупка»

Цель: формировать умение у детей составлять «список покупок»; закреплять умение детей следовать составленному «списку покупок»; продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

Материалы: предполагаемые «покупки» или карточки с их изображением, корзинки.

Ход игры : предложить детям составить «список покупок» для определенного события и собрать покупки в корзинку. Рассказать, почему именно эти покупки, приобрел ребенок. События:

- день рождения;

- поездка на пикник;

- приготовление завтрака (обеда, ужина);

- идем в гости и т. п.

Игра «Дополни предложение»

Цель: учить ориентироваться в категориях товаров; развивать мышление, речевую активность.

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети должны дополнить его новыми, подходящими по смыслу словами, чтобы получилось законченное предложение. Например, в магазине канцелярских товаров мама купила ручку… (тетрадь, карандаш, фломастеры, пенал и т. д.).

Игра «Хочу и надо»

Цель: показать детям насколько многообразны потребности людей и насколько ограниченны возможности удовлетворения этих потребностей. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Материалы: карточки, на которых изображены: дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т. п., игровое поле.

Ход игры : определить, к какому понятию: «хочу» или «надо» относится изображенный на карточке предмет, аргументировать свое решение и приклеить картинку на соответствующее место.

Игра «Школа банкиров»

Цель: продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях «больше», «меньше», продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами «банк», «банкир», «купюра», «монета».

Материалы: модели монет разного достоинства, вырезанные из картона.

Ход игры:

Вариант 1. Воспитатель: Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, знаками. Вы знаете, что деньги бывают бумажные, они называются купюры, и железные, они называются монеты. У вас на столах лежат монеты разного достоинства: 1, 2, 5, 10 рублей. Скажите:

- какая из монет большего достоинства, какая – меньшего? Почему?

- представьте, что клиент хочет оплатить услугу, которая стоит 6 рублей. Как из этих монет составить 6 рублей, 9, 4 и т. д. ?

- работник банка должен дать сдачу клиенту. Например, услуга стоит 4 рубля, клиент подает пятирублевую монету. Сколько рублей сдачи должен дать работник банка?

Вариант 2. Воспитатель раздает детям бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, выполняет роль работника банка. Одна группа детей получает деньги, другая платит за электроэнергию, третья – за квартиру и т. д.

Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что с помощью игр и практик дети должны уяснить следующие моменты:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем - потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили». Соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена - это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине - это результат труда других людей, поэтому он стоит денег. Люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги - это посредник.

4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и, вообще, быстро и внимательно считать деньги.

5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности - жизнь, здоровье, отношения с близкими людьми - за деньги не купишь.

8. Финансы - это интересно и увлекательно!

Публикации по теме:

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» "Финансовая грамотность для дошкольников" интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Конспект занятия «Финансовая грамотность» в подготовительной группе Основная образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие»,.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей»Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей» Рано или поздно дети обязательно вырастут и станут взрослыми. И именно сейчас, в раннем возрасте Вам уважаемые родители необходимо дать.

Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность»Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность» В своем мастер-классе я хочу рассказать вам как своими руками, изготовить кейс-лепбук. Лепбук- универсальное дидактическое пособие для.

Альбом игр на липучках «Финансовая грамотность для детей 5–7 лет»Альбом игр на липучках «Финансовая грамотность для детей 5–7 лет» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 37 «Золотой петушок» комбинированного вида города Новотроицка.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности»Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности» Свой первый экономический опыт ребенок получает в семье, поэтому изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Финансовая грамотность дошкольников. Игры по финансовой грамотности»
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 11:58
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Финансовая грамотность дошкольников. Игры по финансовой грамотности»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Иванчук (УИ 835288) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД