Ирина Якушова
Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика как важный этап логопедического занятия»
▼ Скачать + Заказать документы
"Когда вы совершенствуете дыхание,
вы совершенствуете свою судьбу"
Свами Вивекананда.
Дыхание- одна из функций жизнеобеспечения человека. Дыхание также является важной частью речи. К органам дыхания относятся :
- грудная клетка;
- лёгкие;
- дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея,бронхи).
Различают два вида дыхания :
- физиологическое (неречевое);
Публикация «Консультация для педагогов „Дыхательная гимнастика как важный этап логопедического занятия“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
- речевое (фонационное).
Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания. чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объём грудной клетки, что способствует наполнению лёгких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает лёгкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.
Речевое (или фонационное) дыхание- основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.
Физиологи различают три способа дыхания :
- верхнее дыхание (ключичное);
_ среднее дыхание (грудное и реберное, или диафрагмальное.
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное, или его ещё называют диафрагмально- реберное, дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть лёгких. Верхние отделыгрудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.
Многие дети пользуются верхнегрудным дыханием, часто совершают вдох с резким поднятием плеч, также не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, добирают воздух почти перед каждым словом.
У детей без отклонений в развитии дыхательная функция формируется спонтанно. Речевое дыхание у таких детей также развивается по мере становления речевой функции.
В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту.
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности:
- дыхание поверхностное, верхнереберного типа;
- ритм дыхания неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;
- объём лёгких существенно ниже возрастной нормы.
Соответственно, и речевое дыхание у таких детей развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечаются:
- задержка дыхания;
- судорожное сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки;
- дополнительные вдохи.
Характеристика речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями:
- малый объём лёгких;
- слабая дыхательная мускулатура;
- слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой. едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей. а также у робких, стеснительных);
- неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом; нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы);
- неумелое распределение дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой-(вдох)- дём гулять);
- торопливое произнесение фраз без без перерыва и на вдохе, с "захлёбыванием"- слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя. которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.
Следовательно. логопеду необходимо проводить работу по формированию речевого дыхания у детей с ограниченными речевыми возможностями. Это могут быть как одно-два упражнения на логопедическом занятии, так и целые комплексы дыхательной гимнастики.
В тех случаях, когда речевое дыхание ребёнка нарушено незначительно. достаточно одного- двух упражнений дыхательной гимнастики, когда выполняются обычно перед артикуляционной гимнастикой. Упражнения направлены, в основном, на выработку направленной воздушной струи, необходимой для произнесения большинства звуков русского языка.
Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики :
- Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или открытой форточке.
- Занятия проводить до еды.
- Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
- Воздух необходимо набирать через нос. плечи не поднимать.
- Выдох должен быть длительным, плавным.
- Необходимо следить. чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
- В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.
- Упражнения можно выполнять как в положении сидя так и стоя.
- Достаточно трёх-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступле ние гипервинтиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.
- Дозировать количество и темп проведения упражнений.
- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
Виды пособий для дыхательной гимнастики :
- Всевозможные вертушки (в том числе мельница для воды и песка).
- Легкие мячики из пенопласта, пластмассы, дерева, и металла.
- Игры"Dusyma".
- Компьютерные игры (Игра"Игры для тигры").
Дыхательные игровые упражнения для формирования направленной воздушной струи: "Футбол", "Подуем на султанчики", "Ветреная мельница", "Снегопад", "Листопад", "Бабочка", "Кораблик", "Живые предметы", "Шторм в стакане","Задуй свечу", "Фокус".
Упражнения для развития грудобрюшного типа дыхания : упражнение №1. Выполняется в положении лёжа. Логопед кладёт ребёнку на живот в области диафрагмы лёгкую игрушку. Предлагает ребёнку посмотреть, как
игрушка поднимается, когда он делает вдох, и опускается, когда ребёнок делает выдох. Ребёнок делает вдох. в это время он следит глазами за подниманием игрушки. Затем ребёнок делает выдох и следит за опусканием игрушки вслед за расслаблением диафрагмы. Упражнение можно сопровождать рифмовкой. произносимой логопедом :
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох,
То вниз (выдох)
Плывёт ко мне.
Упражнение №2, №3. №4. См. приложение.
Упражнения для работы над дифференцированным дыханием : "Ныряльщики", "Надуй игрушку". См. Приложение.
Упражнения и игры для выработки фонационного дыхания : "Весёлые звуки", "Сдуй шарик", "Змейка", "Жуки", "Насос", "Весёлая песенка", "Волшебные слоги", "Волшебные слова". См. Приложение.
Отдельное внимание хочется уделить дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой, упражнения которой адаптпрованы и для детей. Эта гимнастика особенно эффективна при коррекции заикания. См. Приложение.
Литература
1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., ШишковаТ. Г. ,Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. -М. :Книголюб, 2004.
2. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб. :Век, 2011.
3. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. -М. : Метафора, 2007.