МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Движение и музыка»

Мухина Маргарита
Консультация для педагогов «Движение и музыка»

«Музыкальное мышление дошкольника формируется в опоре на

приобретаемый музыкальный опыт.

При слушании музыки развиваются механизмы мышления: анализ,

сравнивание, синтез,

обобщение, развивается образная речь детей.

Формирование музыкального мышления способствует общему

интеллектуальному

развитию».

Мамы и папы не раз наблюдали, с какой радостью дети включаются в

движения под музыку. Она вызывает у них яркие эмоциональные

Публикация «Консультация для педагогов „Движение и музыка“» размещена в разделах

впечатления, разнообразные двигательные реакции, усиливает радость и

удовольствие от движений.

Дети наслаждаются двигательными упражнениями, танцами или

просто произвольными движениями под музыку, подражая взрослым.

Голосовое и двигательное самовыражение под музыку можно рассматривать

как важнейшее средство развития эмоционально -телесного опыта ребенка и

его личности в целом.

Музыка, слитая с движением, выступает как основа становления

личности, здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах.

Через музыкальную ритмику ребенок попадает в мир своего тела и чувств.

Для ребятишек пяти- семи лет это очень важно.

Дети этого возраста - и девочки и мальчики - отличаются особой

впечатлительностью и эмоциональной отзывчивостью на события и явления

окружающего мира. Особенно наполнены силой и богаты оттенками эмоции,

которые рождаются в общении с другими людьми - взрослыми и сверстниками.

Это и сочувствие, и обида, и жалость, и зависть, и восхищение, и

презрение. Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем

более полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем.

В этом возрасте развивается способность к сочувствию, отзывчивость ипереживаниям другого человека, умение адекватно выражать собственные

чувства, контролировать возникающие эмоциональные ситуации.

Все чувства ребенка обнажены, явны, открыты. Познавая окружающий

мир, дети бурно реагируют на все, что происходит вокруг них. И здесь природа

детства вступает в противоречие с нашими взрослыми представлениями о

правилах поведения. Нас раздражает излишняя шумная детская возня, громкий

плач или хохот. «Ведите себя прилично», «не шумите», «не кричите» - эти и

подобные реплики постоянно сопровождают детские игры.

Даже если детская возня не мешает нам, она обязательно мешает кому

– ни будь из окружающих. С помощью наших окриков дети не столько

учатся контролировать проявления своих чувств, сколько подавляют их.

Следствием эмоциональных зажимов у детей становятся неврозы,

вспышки агрессивности, неадекватность эмоциональных реакций, болезни, а

в дальнейшем -неумения строить отношения с окружающими.

Дети не могут вести себя как взрослые, слишком мал жизненный

опыт, чтобы понимать «хорошо» и «плохо».

И здесь на помощь приходят музыкальные двигательные игры - как

эффективное средство эмоционального развития детей в рамках,

соответствующих культурным нормам поведения.

Эти игры могут стать настоящей «школой чувств» для ребенка.

Движения под музыку помогает сделать эмоцию видимой, пережить её в

телесных ощущениях, связать с субъективным, индивидуальным опытом и

тем самым присвоить её, сделать личностным достоянием.

Голосовое звучание человека также является показателем его

эмоционального состояния Тембр голоса и набор его оттенков - это звуковое

проявление эмоций.

Для ребенка звучание голоса имеет огромное значение. Выразительное

интонирование развивает эмоциональную сферу ребенка. Песня, танец,игровое действо позволяют выразить свои эмоции в рамках культурной

нормы поведения

С помощью песни и движения люди умели воздействовать на

собственный организм, «налаживать» его, возвращать утраченное здоровье.

Ведь не случайно в мифах и сказаниях разных народов певцы и музыканты

наделены сверхъестественными способностями. Детский фольклор русского

народа - это настоящее «дидактическое пособие» по игровому

взаимодействию ребенка с взрослым и сверстниками, по самовыражению и

терапии через пение и движение.

Но темп и заботы современной жизни сокращают общение родителей с

детьми, а потеря традиций ведет к потере навыков игровой терапии -

детского фольклора.

Что тут можно поделать? Прежде всего, понять, что музыка - ваш

союзник в общении с ребенком, причем в общении плодотворном,

развивающем ребенка, готовящем его к школе, и к будущей жизни в

целом.

С помощью музыкального движения можно :

- организовать увлекательные физкультминутки для

восстановления нормального кровообращения ребенка;

- дать возможность сбросить накопившуюся усталость за день или

неделю (а учебная неделя дошкольника достаточно сложна и насыщена);

- укрепить мышечный корсет ребенка - необходимое условие для

хорошей осанки в школе. Тяжелый портфель, который ребенку предстоит

носить с первых дней, - еще одно условие для работы над укреплением

мышц. Конечно, это можно делать и под «Раз, два, три, четыре», но

получится не интересно и быстро наскучит ребенку;

- развить координацию и пространственные представления ребенка:

вправо - влево, вверх- вниз и т. д;

- научить малыша контролировать свои действия, замедляя и

ускоряя их, прерывая и переключая внимание с одного действия на другое;- развить способность к выразительному интонированию - залог

успешной работы в школе на уроках по выразительному чтению, а также

чуткую, хорошую артикуляцию - необходимое условие для уверенных

ответов на уроках;

- научить общаться с другими детьми и взрослыми без смущения и

стеснения;

- создать для ребенка ситуацию эмоционального комфорта,

позитивного самоощущения.

Конечно, все это делает музыка не сама по себе, а музыка,

сопровождающая какую-либо деятельность ребенка. Без помощи взрослых

такую работу ребенок сам организовать не может.

Музыкально - двигательные игры - диалоги.

Самое важное в этот период- укрепление доверия между родителями и

малышом. Если ребенок доверяет маме и папе, ему легче говорить о своих

трудностях, делиться своими переживаниями. Такой ребенок легче

адаптируется к новым условиям, ему проще дается общение с педагогами и

ровесниками.

А потому начнем с игр, в которые можно играть вдвоем с ребенком, - с

двигательных диалогов - импровизации в паре. Они построены на

взаимодействии двух партнеров, основанном на мимике, жестах, движениях,

тактильных ощущениях, принимаемых позах.

Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и

ведомого. Оба участника в процессе игры или ее повторения должны

побывать и в той и в другой роли. Музыкальным сопровождением могут

служить любимые, как взрослым, так и ребенком аудиозаписи. Они должны

соответствовать образу или состоянию, в которое взрослый хочет погрузить

своего маленького партнера по игре (спокойствие, умиротворенность или

энергичность, активность и т. д. «Бабочка и ветерок».

Один из играющих - «бабочка», другой - «ветерок». «Ветерок»

протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается

ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.

Звучащая музыка начинает импровизированный танец рук, в котором «

ветерок» управляет руками -«крылышками» «бабочки». В процессе танца

партнеры меняются ролями («бабочка» открывает глаза и поворачивает свои

руки ладошками вверх).

Если подобрать спокойное, умиротворяющее сопровождение, игра

превратится в эффективное релаксационное упражнение: мягкие, плавные

движения рук прекрасно снимают напряжение и успокаивают.

«Зеркало»

Один из играющих - «зеркало», а другой - «дама» или «кавалер»,

собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). «

Зеркало» должно в точности копировать движения своего партнера по игре.

При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.

Затем включается музыкальное сопровождение и ребенку предлагается

«нарисовать» звучащую музыку. Ребенок в паре импровизирует движения

под музыку - рисует её, а взрослый «зеркало» воспроизводит движения. При

этом руки «художника», воспроизводящие линии мелодии, не соприкасаются

с руками своего «зеркального отражения», хотя и располагаются очень

близко. Возникает эффект синхронного движения, требующий

сосредоточенного внимания к партнеру. В процессе игры партнеры

меняются ролями («теперь ты- зеркало)

Играя в эту игру, можно вставать не только друг против друга, но и

рядом, в одну линию. В этом случае «зеркалу» нужно боковым зрением

наблюдать за партнером, предугадывая его движения, а «художнику»,

рисующему музыку, в своих движениях ориентироваться на партнера. В игремогут быть использованы различные предметы: газовые шарфики, надувные

шарики, цветы и т. д. Предмет будет конкретизировать музыкальный образ,

делать его наглядным и тем самым стимулировать двигательное

фантазирование.

«Вопрос - ответ»

Один из играющих жестами, движениями и принимаемыми позами «

задает вопросы», а другой таким же способом на них отвечает. Каждый «

ответ» начинается с движения, которым закончился «вопрос». Пластическое

соло каждого ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало

следующей музыкальной фразы - сигнал смены солиста.

«Точка, точка, запятая»

Играющие стоя лицом друг к другу на небольшом расстоянии. С

началом звучания быстрой ритмичной музыки ведущий делает легкие

похлопывающие движения руками по разным точкам своего тела: по плечам,

голове, животу, коленкам, щиколоткам и т. д. (точки придумываются и

меняются на ходу). Второй участник игры должен точно копировать

движения ведущего. Роль ведущего передается по очереди. Учитывая

быстрый темп музыки, игра оказывается прекрасным упражнением на

координацию.

«Магниты»

Играющие стоят друг против друга на близком расстоянии и

прикасаются друг к другу ладонями. Между ладошками находятся «

магниты» : теннисные мячики, брусочки, кубики и т. д. Под плавную,

спокойную музыку играющие выполняют движения руками и одновременно

перемещаются медленными шагами в пространстве, приседают, совершают

наклоны и т. д. Важно не уронить «магниты» и чувствовать их

«притяжение», то есть приспосабливаться к движениям друг друга,

предугадывать их и гибко, без слов обмениваться ролью ведущего. В играх - двигательных диалогах эффективно развивается эмпатия,

сопереживание партнеру по игре, умение определять эмоции другого,

подстраиваться к его ритмике, пластике, настроению.

Эмпатия - важное качество, необходимое в общении. Проявляя

эмпатию в общении, отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что

понимаем его состояние и тем самым устанавливаем с ним активную

обратную связь. Чтобы лучше понять чувства собеседника, нужно следить за

выражением его лица, позой, жестами, интонацией. Этот навык

вырабатывается в играх диалогах, играх «зеркалах», условием, которых

является точное копирование позы партнеров.

Яркий в эмоциональном отношении, интересный для детей

музыкальный образ вместе с игровой ситуацией поможет вовлечь ребенка в

процесс внимательного наблюдения за позой партнера по игровому

общению, подстраивайся к его жестам, пластике, проникновения в его

эмоциональное состояние через собственные телесные ощущения в процессе

копирования движений.

Музыкотерапия в движении.

Положительный терапевтический эффект имеют произвольные,

свободные движения детей под музыку. С их помощью можно снять у детей

эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях.

Научить ориентироваться в пространстве и просто удовлетворить

потребность ребенка в движении, в игре, в радостном эмоционально -

положительном состоянии.

Самый простой способ организации игры - это, когда взрослый

выполняет роль ведущего, а ребенок одновременно наблюдает за ним, и

старается копировать его движения. Основой для них послужит

танцевальный опыт, который имеется у каждого, и обычный набор

выразительных движений; шаги, прыжки, жесты, мимика, движения корпуса,

передвижение в пространстве помещения. Достаточно в движении передатьхарактер музыки, пластику. Это укрепляет эмоциональное благополучие

ребенка и подводит к естественным, раскрепощенным, координированным

движениям. Удовольствие, получаемое ребенком от движений,- верный

показатель его эмоционального благополучия. При этом не надо с ребенком

специально выучивать танцевальные движения, портить игру тренажом и

проработкой пластической композиции.

Свобода и импровизация танцевальных движений дает нужный

результат.

Вспомним летние кафе с «живой музыкой», куда молодые родители

часто приходят по вечерам вместе с детьми. На этих почти семейных

дискотеках танцуют все вместе — и взрослые и дети.

Взрослых умиляет, как ребятишки копируют их движения, а дети

счастливы, отплясывая вместе с мамами и папами в общем кругу. Эту

замечательную традицию двигательного общения детей и взрослых надо

всячески поддерживать и культивировать среди молодых родителей не

забывать об этой традиции и на семейных праздниках и торжествах.

Двигательное творчество детей на домашнем празднике.

Условием творчества детей в любых его проявлениях является свобода

выбора и отсутствие авторитарного давления со стороны взрослых, поэтому

нужны дополнительные правила:

1. Ведущим может быть каждый, так как дети стоят по кругу. Общий

круг может перестраиваться в любое положение: в несколько маленьких

кружков, квадратиков, двигаться змейкой и т. д.

2. Любые действия ведущего исполняются без обсуждения и в

точности повторяются всеми. Если кто-то из детей замешкался, игра

продолжается.

3. Каждый может оставаться ведущим столько времени, сколько

захочет, пока не иссякнет его фантазия. В крайнем случае, можно изменитьправила в самом начале игры: ведущие меняются на каждую музыкальную

фразу, куплет или часть музыкального произведения.

4. В игре принимают участие все присутствующие на детском

празднике: и дети, и взрослые - на равных. В таких играх не должно быть

исполнителей и зрителей.

Игра «Волшебный сад»

Дети сидят на корточках по кругу, закрыв голову руками и изображая

цветы в закрытых бутонах. С первых звуков музыки ведущий «оживляет»

цветы «волшебной палочкой» Цветы «распускаются», качаются, кружатся

на месте, танцуют друг с другом и «волшебником - ведущим в соответствии

с музыкой, а с ее окончанием снова закрыться в бутоны.

Можно провести игры: «Мышки на зарядке» - дети делают движения

зарядки, глядя на ведущего под музыку. Можно по фантазировать,

представив перед собой маленьких мышат

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Конспект мастер-класса для педагогов на городском семинаре «Музыка и здоровье»Конспект мастер-класса для педагогов на городском семинаре «Музыка и здоровье» Конспект мастер-класса для педагогов на Городском семинаре «Музыка и здоровье» Музыкальный руководитель Вихарева Н. Н, МАДОУ «Золотая рыбка».

Консультация для педагогов «Музыка и праздник»Консультация для педагогов «Музыка и праздник» Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций.

Консультация для педагогов «Музыка в повседневной жизни детского сада» Музыка в повседневной жизни детского сада Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они.

Консультация для родителей «Движение — это основа здоровья детей»Консультация для родителей «Движение — это основа здоровья детей» Каждый родитель хочет видеть своего ребенка конечно здоровым, веселым и хорошо физически развитым. Наряду с заботой о чистоте его тела,.

Консультация для родителей «Движение — жизнь» Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, физически развитым. Формирование важной для жизнедеятельности потребности.

Консультация для родителей «Музыка и наши дети» Консультация для родителей "Музыка и наши дети " В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребенок получает не только от музыки,.

Консультация для родителей «Музыка в жизни ребенка» Множество авторов, касавшихся проблем музыкального воспитания детей, находили известную сложность в приобщении детей к миру большой музыки.

Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов»Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов» Сидим дома. Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов» Уважаемые гости моей страницы! Сегодня.

Фотоотчет «Волонтерское движение педагогов нашего ДОУ»Фотоотчет «Волонтерское движение педагогов нашего ДОУ» 2018 год в Российской Федерации объявлен Годом добровольца (волонтера). Первоочередные задачи Года добровольца (волонтера):.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Движение и музыка»
Опубликовано: 18 марта 2021 в 12:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Движение и музыка»» (включая файлы) размещена пользователем Мухина Маргарита в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД