Анна Маханова
Консультация для педагогов ДОУ «Влияние взаимосвязи музыки и других видов искусств на духовно-нравственное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние взаимосвязи музыки и других видов искусства на духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие личности дошкольника.
Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется кризисом личности: ее духовности, нравственности, возникшие вследствие утраты духовно-нравственных ценностей. Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Влияние взаимосвязи музыки и других видов искусств на духовно-нравственное развитие“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основные понятия «нравственный» и «духовный» в педагогике определяется так : духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека; нравственность – это твёрдая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Духовно- нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:
Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и другие средства можно объединить в группу художественных средств. На них мы сегодня и остановимся.
Духовно – нравственное воспитание детей в дошкольном возрасте способствует формированию внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни ребенка.
Современная концепция дошкольного образования признает большое влияние на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: доброты и красоты. Большие возможности для этого заложены в содержании работы по музыкальному воспитанию. Музыка позволяет наилучшим способом развивать все хорошее, изначально заложенное в ребенке.
Музыка, непосредственно воздействуя на чувства, формирует моральный облик человека. Воздействие музыки бывает иногда сильнее, чем уговоры и указания, она побуждает к сопереживанию, эмоциональному отклику. Музыка оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие, т. к. музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Музыка позволяет наилучшим способом развивать все хорошее, изначально заложенное в ребенке. В процессе обучения он начинает более глубоко осознавать себя и активно стремиться к добру и любви.
Музыка легко и естественно соприкасается с другими видами искусства. Интегрированные занятия, которые охватывают литературу, изобразительное искусство и музыку, сохраняют специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, фокусируются в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии окружающего мира.
В процессе музыкальной деятельности звучит музыка вокальная и инструментальная, и мы, связывая ее с выразительным, художественным словом, помогаем детям осознать нравственную идею произведения. Благодаря этому перед ребятами возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости по отношению к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности. В вокальном произведении воспитательный акцент мы делаем на раскрытие нравственного смысла текста, а в инструментальном - на проясняющем слове.
Песня наиболее близка и доступна детям. Она помогает им глубже воспринимать музыку, активно выражать свои переживания и чувства. Мир поэтических образов, тексты разучиваемых песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца. Нужно очень ответственно относиться к выбору песенного репертуара. Песня вводит детей в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду.
Музыкально-ритмические движения так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка.
Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно- физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку. Особенно ярко тема духовно-нравственного развития проявляется через знакомство с русскими народными танцами.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора. Слушая народную, духовную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы, радости, горести, любви к ближнему.
Одним из средств реализации задач духовно – нравственного воспитания является проведение совместных для детей, педагогов, родителей таких праздников, как Пасха, Масленица, Осенины и т. д. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения предполагается широкое использование богатого духовного опыта русского православия, но без введения религиозного образования детей как такового. (Слайд)
В настоящее время, когда человек испытывает постоянное воздействие агрессивной, разбалансированной в ценностном отношении окружающей среды, любой повод для неформального внимания к ребёнку, его внутреннему состоянию, переживаниям, ожиданиям, надеждам не может стать лишним. Поэтому, совместно с родителями, регулярно проводятся досуговые мероприятия, праздники семейного общения, «День матери», «День семьи, любви и верности», которые стали для всех любимыми, ожидаемыми, трепетными, сокровенными.
Тема патриотического воспитания всегда была актуальной. В связи с этим в ДОУ проводятся мероприятия патриотического характера: «23 февраля- День защитника отечества», «9 мая – День Победы», «12 июня- День России», 12 апреля- День космонавтики» и т. д. Нам хочется, чтобы малыши знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями - все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования. А именно игра на музыкальных инструментах. Для многих детей игра на самодельных и детских музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.
Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа по духовно-нравственному воспитанию способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и учит их творчески преобразовывать окружающий мир.