МААМ-картинки

Консультация для педагогов ДОУ «Влияние психологического благополучия педагога на образовательный процесс»

Шарина Дарья Владимировна
Консультация для педагогов ДОУ «Влияние психологического благополучия педагога на образовательный процесс»
▼ Скачать + Заказать документы

Эффективность профессиональной деятельности педагога зависит от многих факторов. Современное образование предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагога : его знаниям, педагогическим умениям, способам деятельности. Педагог в своей деятельности стремится к успешному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него факторов. Он изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать и т. д. Постоянно присутствует чувство ответственности, чувство повышенного напряжения. Незаметно для себя педагог настраивается на то, чтобы только отдавать душевные силы, а вот восстанавливать и пополнять их он не успевает.

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Влияние психологического благополучия педагога на образовательный процесс“» размещена в разделах

Кроме этого, человек не может жить без определенного материального мира: одежда, предметы обихода, техника и т. д. Но не всегда материальный мир отвечает нашим требованиям? Как обычно бывает, доходы не всегда соответствуют потребностям, а из-за этого очень много проблем и разочарований. Эмоциональный фон, возникающий у человека вследствие перечисленных факторов, становится довольно неустойчив. А еще в жизни каждого человека, помимо перечисленного, всегда найдется дополнительная причина для возникновения стресса.

Стресс – это состояние напряжения, вызванное часто повторяющимися негативными ситуациями (не одномоментными экстраординарными событиями, а каждодневная рутина). Стресс по своей природе не является негативным фактором, он, скорее всего, одно из средств продвижения вперед, причина поиска нового для совершенствования своей жизни. Но постоянное пребывание в стрессовой ситуации приводит к возникновению эмоционального выгорания (если стрессовые ситуации возникают в профессиональной сфере – речь идет о синдроме профессионального выгорания).

Синдром эмоционального выгорания – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного выключения эмоций в ответ на травмирующие действия. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующей высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, которые воздействуют на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс.

Затруднения педагога в освоении профессии, в развитии профессионализма становятся причиной ухудшения и физического, и психического благополучия и здоровья. Последствия трудностей профессиональной адаптации различны, но все они приносят ущерб либо самому педагогу, либо детям. «Эмоциональное выгорание» отрицательно сказывается на исполнении педагогом профессиональной деятельности, на его отношениях с детьми, родителями и коллегами, это является сигналом психологического неблагополучия самого педагога. Накапливаются усталость и стресс. Учащаются заболевания, многие из которых переходят в хроническую стадию. Заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм. У многих педагогов с течением времени возникает ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата, ощущение бесправия и принесения себя в жертву, чувство недооцененности.

Причины возникновения СЭВ у педагогов :

• Постоянная эмоционально – напряженная обстановка;

Психологическое напряжение при ситуации, когда требования преобладают над возможностями (внешними или внутренними);

• Большая ответственность за жизнь и здоровье детей. Ответственность перед начальством, родителями;

• Большое кол-во детей в группах. Трудные дети и их родители;

• Частые аттестации и проверки. Открытые показы занятий. Методические объединения;

• Проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;

• Иногда неблагоприятный психологический климат в коллективе;

• Монотонность, бесперспективность, однообразие деятельности;

• Отсутствие поддержки со стороны;

• Отсутствие вознаграждения;

• Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;

• Несоответствие результатов затраченным силам;

• Ограниченность времени для реализации поставленных целей;

• Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

• Большие нагрузки;

• Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями;

• Начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);

• Окончание учебного года.

И плюс еще профессиональный долг обязывает педагогов принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния.

Однако внешнее сдерживание, и еще хуже подавление эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. Синдром профессионального выгорания приводит к накапливанию отрицательных эмоций, формированию негативных качеств личности, таких как обидчивость, раздражительность, нетерпимость, завистливость. Поэтому важно помнить о способах психологической самопомощи и возможных путях профилактики общих стрессовых состояний.

Рекомендации по профилактике:

1. В любом деле есть приятные моменты и не очень. Так обозначьте для себя, что больше всего вам нравится в том деле, которым вы занимаетесь, чтоб чередовать моменты - ПППН (приятное, приятное, приятное, не очень приятное, и т. д). Неприятные моменты становятся почти незаметными и быстропроходящими, потому что вас ждет опять много приятных моментов.

2. Для того чтобы отдохнуть не обязательно требуется сон, достаточно сменить вид деятельности (что собственно практикует каждый педагог в занятии с детьми). Воспользуйтесь этой возможностью.

3. Хорошо, когда на рабочем месте есть такой человек, с которым можно поделиться собственными переживаниями и получить дельный совет. Иногда достаточно просто поделиться. И, возможно, неожиданный совет поможет по - новому взглянуть на вещи. Даже просто молчаливая помощь друга может послужить началом выхода из «тупиковой ситуации».

4. Поощрение. Замечательно, когда тебя похвалит друг (сотрудник, руководитель, и т. д., но не всегда он может вовремя увидеть (оценить) ваше достижение. Но вы-то знаете, какие вы молодцы, и чего вам это стоило! Похвалите себя САМИ! За свои достижения и успехи, за достигнутые цели. Подарите себе приятный «сюрприз» в виде мороженого, новой ручки, или чего-то другого, что доставит вам удовольствие. Это ВАША победа, и она достойна награды.

5. Хобби. Пункт «Ваше хобби» встали включать в последнее время в резюме, так как считается, что наличие у человека некоторого количества увлечений, которыми он регулярно занимается на досуге для души, является признаком стрессоустойчивости. Хобби может быть хорошим способом борьбы со стрессом, кроме того, любимые занятия зачастую помогают развивать кругозор, расширить круг друзей, самореализоваться.

6. Нельзя все держать в себе. Промолчать в конфликтной ситуации – мудрый поступок, но оставить все в себе – это означает начать копить негативные переживания. Надо найти отдушину, найти свой способ выпускать негатив из себя. Способов много: можно заняться НЕЛЮБИМЫМ делом, «побить» подушку, покричать песню, и т. д. – это активные способы. А есть и менее активные – заняться рефлексией (но не самоедством, медитацией, составить аффирмацию, заняться творчеством. Найдите свою отдушину!

7. Дольше и чаще общайтесь с приятными людьми. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивайте общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедите себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально.

8. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в ОУ:

• резко встать и пройтись;

• быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

• измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

9. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

10. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

Помните, что самое важное в жизни – это мы сами, наше здоровье, здоровье наших близких. Именно такими нас хотят видеть самые дорогие люди на земле: здоровыми, счастливыми, веселыми, самодостаточными. Поэтому, иногда нам надо остановиться, посмотреть на себя со стороны, отбросить все мысли о безнадежности попыток, о том, что ничего не выйдет и о том, что мы устали. И прежде всего сделать что – то для себя самих, а потом уже и для родных. И, может быть, это самое простое событие изменит в лучшую сторону всю вашу жизнь.

Публикации по теме:

Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников»Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников» Презентация опыта работы с родителями «Не разлучные друзья – взрослые и дети! или детско-родительские отношения как фактор психологического.

«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) .

Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процессВыставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.

Наблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахНаблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Фотоотчет: «Наблюдение за осенней красотой природы» Воспитательно - образовательный процесс на прогулкахстаршая-подготовительная.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Консультация по робототехнике «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Консультация по робототехнике: «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Консультация «Внедрение мультимедийных презентаций в образовательный процесс в ДОУ» Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Одной из наиболее удачных форм представления.

Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» (старшая группа)Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» (старшая группа) Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» Цели: Закрепить знание детей о свойствах лука; научить.

Работа с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процессРабота с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процесс Работа с родителями воспитанников детского сада не ограничивается проведением обыкновенных родительских собраний. В нашей группе родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Влияние психологического благополучия педагога на образовательный процесс»
Опубликовано: 7 июня 2022 в 18:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОУ «Влияние психологического благополучия педагога на образовательный процесс»» (включая файлы) размещена пользователем Шарина Дарья Владимировна (УИ 199898) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД