наталья крамарева
Консультация для педагогов ДОУ «Разрешение конфликтов в системе «Воспитатель — родитель»
▼ Скачать + Заказать документы
У педагогов и родителей существует единая задача:сделать все для того,чтобы дети росли счастливыми,активными. здоровыми,жизнелюбивыми,общительными и развитыми личностями. Современные ДОУ много делают для того,чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. Педагоги внедряют новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников,чтобы достичь реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Разрешение конфликтов в системе „Воспитатель — родитель“» размещена в разделах
В организации общения с родителями много трудностей : это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение,отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями,родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Зачастую они относятся к педагогам пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.
Профессиональное общение в системе "Воспитатель - Родитель" таит в себе целый ряд конфликтных ситуаций,поэтому умение грамотно выбрать стратегию поведения в такой ситуации для воспитателя очень важно.
Существует несколько способов выхода из конфликтных ситуаций.
1. Конкуренция - предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера.
2. Избегание - безразличие как к своим интересам, так и к интересам партнера.
3. Компромисс - достижение "половинчатой" выгоды каждой стороны. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
4. Сотрудничество - стратегия,позволяющая учесть интересы обеих сторон.
Конфликты между педагогом и родителем,во время которых возможны критические высказывания родителя в адрес педагога,могут потребовать от последнего владения технологией этической защиты.
Приемы "мягкой защиты".
1. Вопрос на воспроизведение - приостановить начавшееся общение на низком уровне,принижающее достоинство человека. просьба воспроизвести слова,которые якобы непонятны. Используются парадигмы: "Простите,я не поняла?", " Как вы сказали?"Такие фразы должны быть произнесены без иронии, с искренней заинтересованностью. Обычно обидчик не в состоянии после таких вопросов вести общение на избранном уровне. В это время происходит осознание ситуации и говорящий возвращается к сказанному уже с использованием элементов речевого этикета. У педагога появляется возможность выстроить конструктивное общение с родителем.
2. Вопрос об адресате - наивное непонимание. "Это вы мне?"(мимика недоумения,поиск,кому адресовано такое обращение,но без насмешки,высокомерия).Цель данного приема - показать собеседнику,что неуважительная речь не может быть обращена к педагогу.
3. Окультуренное воспроизведение - производится с целью корректирования поведения. Парадигма: "Если я вас правильно поняла. "и добавляется то,что сказал партнер,но уже в этической форме.
4. Оправдание поведения - способ. возвышающий партнера,признание его достоинств. Прием состоит в создании своеобразного зеркала,которое предъявляется партнеру,чтобы он увидел в нем свои возможные добрые мотивы. "Вероятно. вы хотели. ", "Наверное,вы думали. "Обидчик невольно соглашается с позитивными предложениями, и уровень общения поднимается выше.
5. ссылка на личностные достоинства - признание каких-либо личностных качеств, не позволяющих человеку вести общение на заданном уровне: "Я не привыкла к такому. ","Мне всегда неловко. ".
6. Проявление доброжелательности - способ веселого игнорирования того,что произошло. "Как хорошо,что вы напомнили мне. ", "Если бы не вы. я забыла бы. ","Спасибо,что сказали. "
Приемы "жесткой" защиты (их можно использовать,только когда испробованы все способы "мягкой" защиты, и, в крайнем случае, так как эти способы ведут к разрыву отношений)
"Великодушное прощение".Этот элемент "жесткой" защиты выглядит как видимое смирение с грубостью партнера, который пока не может вести себя иначе: "Если только так вы и умеете,то. "."Если вам так хочется".Здесь педагог уже не делает попытки сохранить достоинство собеседника.
"Сопоставление достоинств партнера с его поведением".Применение этого приема возможно в двух вариантах. Первый,имеющий целью продолжить общение,состоит в оглашении педагогом своего положительного отношения к собеседнику:"Я всегда считала,что вы такой. ,но сегодня я вас не узнаю".Второй больше будет свидетельствовать о разочаровании,которое испытывает воспитатель :"вы казались таким. ,а оказывается,что. "
"Оставить наедине с самим собой".
Этот способ жесткий,лаконичный,с обязательным разрывом отношений : "Жаль,что вы не осознаете,что сейчас произошло. Вероятно,вы не способны понять,что сказали".
Приемы этической защиты нужно использовать,будучи спокойным,по возможности. в предложенной последовательности. Как только на определенном этапе педагогу удастся сделать общение более спокойным и конструктивным. можно прекратить использование технологии. Ее применение можно считать успешным. если удалось избежать разрастания конфликта и вернуть общение в норму.