Мария Ручкина
Консультация «Родитель — звучит гордо!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности родителей в вопросе семейного воспитания ребёнка.
Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Её основным принципом является сотрудничество педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Многие педагоги задумались: «Захотят ли родители быть не сторонними наблюдателями, а полноправными партнёрами в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте? Расположены ли они к доверительным отношениям с педагогами? Готовы ли «расти» вместе со своим ребёнком? Найдут ли свободное время?». Да эти вопросы были во все времена, но меняется общество и вместе с ним нас поглощает пучина забот.
Публикация «Консультация „Родитель — звучит гордо!“» размещена в разделах
Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организованна, что каждый может в силу своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка- дошкольника-первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям - залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т. д.
Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо - опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям.
На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.
Нравственную основу семьи должна составлять не только любовь, но и сознание родительского долга, ответственности перед обществом за воспитание детей.
Некоторые отцы и матери склонны думать, что возможности воспитания ограниченны: одни дети от природы трудолюбивы, дисциплинированны, умны, гуманны-с ними нет и особых забот, а другие склонны к лени, непослушны, у них плохая память и т. д. Такие рассуждения ошибочны. Исследования психологов и педагогов убедительно показали, что целенаправленное и систематическое воспитание и обучение являются решающим условием всестороннего развития ребенка.
Прирожденные особенности ребенка (например, музыкальные, художественные способности, а так же индивидуально-типологические своеобразия нервной системы (одни дети энергичные, другие пассивные, третьи медлительные, хотя и достаточно активные) имеют известное значение. Но они являются биологическими предпосылками, общими условиями психического развития ребенка, которые непременно надо учитывать в процессе воспитания и обучения. Нельзя требовать от ребенка с несколько замедленными нервными процессами быстрой реакции на указания взрослого, дайте ему время перестроиться, подготовьте его к этому.
Имеет значение и состояние здоровья ребенка.
В каждой семье, которая хочет, как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольника.
1. Какие же это особенности и условия? ….
Во-первых, особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок - дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Но следует заметить, что воспитание должно быть не только с женской точки зрения, но и мужчина должен заниматься воспитанием детей, если родители разведены, то папа обязательно должен общаться с детьми. Если такой возможности нет, то его может в какой-то мере заменить отчим, дедушка или другие родственники мужского пола.
Взрослые, так и дети в семье многое прощаю друг другу в силу любви, чего не простили бы посторонним.
Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют дома его занятия. Игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения.
Внимательно проанализируйте, как организована жизнь ваших детей-дошкольников в семье.
2. Каков режим выходного дня, его содержание? ….
Он должен быть приближен к режиму детского сада. Как распланировано утреннее время до отхода в детский сад? Похвалите ребенка, расскажите воспитателю о его достижениях, даже небольших; постарайтесь исключить нервозность при сборах, Какими полезными и необходимыми делами заполнено вечернее время детей? Не перевозбуждается ли малыш перед сном? (Шумные игры, чтение волнующих воображение книг противопоказаны).
Полезны детские игры, которые придумывают сами ребята, а также готовые настольные и обучающие игры (лото, шашки и др., игрушки для игр, купленные в магазине и самодельные. Дети должны сами уметь играть. Но важны и совместные игры со взрослыми.
3. Что делает ваш ребёнок дома, какие обязанности возложены на него?.
Посильный труд ребенка, осуществляемый вместе со взрослыми или индивидуально, закладывает основы трудолюбия, желание думать не только о себе, но и о других. Труд должен быть систематическим и разнообразным: детям следует доводить начатую работу до конца, их надо обучать необходимым умениям, прививать трудовые навыки. Справедливое распределение хозяйственной работы с привлечением детей способствует содержательному общению между ними. При этом дети охотно приобщаются к труду, который становиться для них необходимой потребностью.
4. Есть ли в вашей семье «культурные» традиции?.
Совершенствование жизни семьи (взрослых и детей) - ее уклада, стиля отношений и духовной культуры - имеет существенное значение для всестороннего воспитания детей, формирования основ личности ребенка.
5. Как вы считаете, должно ли быть единое мнение у родителей о процессах воспитания и единые требования?.
Для воспитания детей важно единство взглядов и действий родителей и старших членов семьи. Если у вас какое то расхождение, то не нужно при ребёнке начинать спорить, лучше промолчать и позже обсудить это без его про присутствия. И тот взрослый который был не прав, должен сам поговорить с ребёнком и озвучить свою позицию.