Анна Александровна Калёнова
Консультация для педагогов ДОУ «Цветотерапия как здоровьесберегающая технология, применяемая в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое и эмоциональное благополучие дошкольника зависит от его окружающего мира. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы - взрослые. Именно мы имеем возможность создать все условия для разностороннего развития ребенка. Постоянные наблюдения и практика в работе показали, что цвет имеет колоссальное воздействие на организм человека. Цвет служит мощным стимулятором интеллектуального и эмоционального развития детей. Важно помнить, дошкольное детство является периодом интенсивного сенсорного развития. Так как дети по своей природе более восприимчивых к многоцветью взрослого мира, цвет для ребенка является особой "палочкой-выручалочкой" в любых критических ситуациях. Все побуждает педагогов использовать в работе методы цветотерапии.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Цветотерапия как здоровьесберегающая технология, применяемая в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Цветотерапия. Хромотерапия в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Цветотерапия - это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенного цвета. Эта методика основана на влиянии цвета на мозг ребенка и помогает добиться значительных результатов в лечении раздражительности, чрезмерной активности и начинающейся агрессией у детей.
Цветотерапия в работе с дошкольниками предполагает в первую очередь определение любимого цвета, а затем наполнение этим цветом большего пространства, которые их окружают. Обычно дети выбирают насыщенные и яркие цвета - жёлтый, зелёный, красный, что свидетельствует о нормальном развитии, ребенок открыт к познанию окружающего мира. А если выбор падает на чёрный или белый цвета, то можно сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в яркий, счастливый мир детства и радости.
В своей работе каждый педагог может использовать по цветотерапии различные дидактические методики, игры и пособия.
1.Методика "Цветной дождь". Это один из оригинальных методов, который использует цветотерапия в ДОУ, представлен в виде шатра из цветных атласных лент. Ленточки подобраны по оттенкам - от тёплых к холодным, которые вертикально спускаются вниз, напоминая струи дождя. В течении дня дети могут прятаться в шатре и выбирать понравившийся цвет, гладить ленты руками. Вариацией данного упражнения может быть замена шатра на цветные коврики и предложение детям выбрать то, что по душе.
2.Упражнение "Зажги радугу". Перед детьми расстилается белый холст и предлагается выложить на нём радугу из определённых цветов. В качестве элементов радуги используются полоски дугообразной формы из тесьмы различных оттенков. Дети с повышенной эмоциональной возбужденностью выкладывают радугу из более спокойных холодных оттенков, а дети с дефицитом активности, в депрессивном подавленном состоянии используют более яркие и теплые оттенки.
3.Упражнение "Радужная страна". В начале выбираются несколько наиболее ярких цветов, которые станут символом одной из страны. Затем дошкольнику предлагается расселить жителей по разным странам, в качестве жителей выступают игрушки, куклы или карточки с персонажами сказок. Каждый свой выбор ребенок должен обосновать - почему этот герой должен жить именно в этой стране, чем отличаются жители Жёлтой Страны от жителей Зелёной Страны. При этом игра на этом не заканчивается. а напротив дальше предоставляется широкий спектр возможностей для проявления фантазии детей. Можно сочинять различные истории про жителей разных стран, добавлять в игру новых героев, которые вмешиваются в привычную жизнь "цветных" жителей, нарушая порядок и гармонию.
При этом необходимо соблюдать основные условия игры:
- Все дети принимают активное участие в развитие сюжета;
- Все действия детей, которые сопровождаются выбором цвета, должны аргументироваться; все цветовые выборы принимаются одинаково педагогом - "плохих" и "хороших" вариантов выбора быть не должно (за исключением ярких проявлений агрессии со стороны ребенка).
- Во время игры соблюдается правило всеобщего уважения (все дразнилки, обидные комментарии сразу же пресекаются педагогом).
4.Упражнение "Покрывало Феи" - цветные полотна из прозрачной ткани пастельных и насыщенных цветов. Дети рассматривают сквозь них окружающее пространство, обертываются в них. Это упражнение дает ощутимы терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает и настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства удачно влияет на эмоциональное состояние дошкольника. Например, увидев возбужденного ребёнка, можно предложить ему отправиться в волшебную голубую страну.
5.Вертушка "Цветик-семицветик". Ребенок дует на вертушку или бегает вместе с ней, а по сигналу "стоп" останавливается. Дошкольник называет цвет, на который показывает стрелка и описывает своё ощущение, ассоциацию или настроение. Игра хорошо развивает воображение или фантазию.
6.Игра "Путешествие в Цветную Страну". Дошкольника самостоятельно выбирают определенный цвет или оттенок цвета. Дети в течении дня ищут выбранный цвет в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетках, делают выставку предметов определенного цвета. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляют на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.
Используя представленные упражнения, педагог может корректировать поведение детей, их настроение и эмоциональное состояние, таким образом создавать благоприятный климат в детском коллективе. В конечном итоге, всё это благотворно влияет и на физическое здоровье детей.