Мадьянова Екатерина
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Развитие диалогической речи детей в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения
Тема: «Развитие диалогической речи детей в старшей группе»
Подготовили воспитатели:
Мадьянова Е. В.
Тодышева Н. Т.
Публикация «Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения „Развитие диалогической речи детей в старшей группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия,
индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление
коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной
естественной формой языкового общения, классической формой речевого
общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения
одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.
Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста.
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным
языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Родители должны добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог со взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых.
Смелее и охотнее вступают в общение с окружающими те дети, которые с раннего возраста воспитывались в детском учреждении (ясли, сад). Этому способствуют встречи и разговоры воспитателя с детьми до перевода их во вторую младшую группу. Однако и в этом случае воспитателю следует продолжать развивать и упорядочивать речевую активность детей.
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
Можно выделить несколько групп диалогических умений :
1. Собственно речевые умения:
— вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор
со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
— поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию
Общения);
— говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией
диалога.
2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение,
знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба,
согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения
результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики,
жестов.
Рассмотрим содержание требований к диалогической речи в старшей группе
В старших группах следует учить, более точно отвечать на вопросы,
объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один
и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение
участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не
перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять
умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным
строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою
точку зрения с точкой зрения других людей.
Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.
В группах старшего дошкольного возраста, детей следует учить, более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно.
Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать
собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание
необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в
соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять
собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других
людей.
Методические приёмы обучения детей диалогической речи :
Беседа
Прием драматизации
Прием совместного составления детьми рассказа
Сюжетно-ролевая игра
Театрализованные игры, народные подвижные игры и игры с правилами.
Совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд
Для успешного речевого развития дошкольников в детском саду создается предметно – развивающая среда. Образовательная среда – это система социальных и пространственно – предметных условий, оказывающих влияние на развитие ребенка, в том числе и на развитие речи детей.
В нашей группе созданы такие условия:
1. Игровая зона:
словесные игры
2. Зона «Речевое развитие» :
наличие книжного уголка, кубики, составь слоги, изменения во времени года, дыхательные упражнения и игры, вырежи карточки и составляй логические цепочки, чистоговорки звуки р-рь, скажи фразу, учимся сравнивать, логика, найди одинаковые шарики, артикуляционная гимнастика, артикуляция звуков, находилки развивалки, алфавит, расскажи сказку по картинкам, дифиренция звуков р-л во фразах, автоматизация звука (р) во фразах.
3. Наглядно – дидактические пособия:
• комплекты сюжетных картин, дидактический материал в картинках.
• пособия по развитию речи.
• картотека пальчиковых игр по всем темам, предложенным в перспективном планировании
Также создаются условия для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей детей группы. А также образовательная среда в группе дополняется таким методическим средством как театрализация.
В нашей группе мы активно используем это метод для развития диалогической речи детей, сейчас немного расскажем:
Традиционно театрализованная деятельность делится на две группы : ролевые (драматизации) и режиссерские. В ролевых действиях ребенок исполняет роль, реализует определенный образ, исходя из этого образа (положительного или отрицательного) вытекают и последующие действия ребенка, так как герой произведения может быть грустным и веселым, хитрым и наивным, и ребенок должен постараться выразить эти чувства, эмоции и черты характера вербально и невербально. Каждый проигранный образ внутренне изучается ребенком и запоминается. К ролевым действиям относятся: имитации образов, ролевые диалоги, спектакли и импровизации. В режиссерских действах ребенок не является действующим лицом, а руководит игрушками, куклами, предметами-заместителями, озвучивает их, комментирует сюжет, создает игровое пространство. Дошкольники воспроизводят диалоги из сказок, произведений или придумывают свои. Виды режиссерских действий: настольный, кукольный, плоскостной театры, театр игрушек и др.
Традиционно подготовка к театрализованной деятельности осуществляется в несколько этапов, которые мы также используем в своей работе.
На первом этапе: осуществляется восприятие произведения. Вначале знакомим воспитанников с литературным или фольклорным произведением, затем проводим беседу о прочитанном, поясняем содержание, выделяем героев с различными чертами характера.
На втором этапе: выделяем части в произведении, выясняем мотивы действий персонажей.
На третьем этапе уже подключаем музыкально-ритмическое сопровождение совместно с музыкальным руководителем (выбор музыкальных произведений, которые будут звучать в спектакле).
На четвертом этапе: осуществляется работа над костюмами и декорациями совместно с родителями, также работа над частями произведения, репетиции отдельных частей.
На пятом этапе организуются репетиции с костюмами всего спектакля.
На шестом этапе осуществляется премьера спектакля (или утренника).
Далее на седьмом этапе: совместно с воспитанниками готовим рисунки по спектаклю или пройденному утреннику, обсуждаем и организовываем выставку фотографий (с речевыми комментариями от детей). Так дети учатся оценивать исполнение, понимать, что конечный результат зависит от каждого. Такой прием и метод помогает в театрализованной деятельности: позволяет выбрать дошкольнику роль по желанию; педагогу назначить на главную роль застенчивого ребенка или распределять роли по карточкам.
Исходя из этого можно сделать вывод, что педагог должен обладать особыми умениями и навыками в организации театрализованной деятельности. Чтобы научить ребенка выражать чувства и эмоции персонажа, должен уметь выразительно читать, так как интонация воспитателя — это образец для подражания, должен уметь перевоплощаться, т. е. обладать артистическими качествами, должен уметь организовывать, руководить, т. е. обладать режиссерскими навыками; создавать атрибуты, элементы костюмов, масок, декораций, которые могут помочь дошкольникам прочувствовать героев, обстановку, создаваемую в спектакле. Также педагог должен приобщать детей к театральной культуре: познакомить с театром, его устройством, его видами, чтобы сформировать интерес к театральному искусству.
При систематической работе по развитию диалогической речи можно добиться ощутимых результатов, по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
Если формирование диалогической речи осуществлять в процессе повседневного общения с детьми в детском саду и дома, используя различные педагогические методы и приемы, при этом учитывать индивидуальные особенности детей, то к поступлению в школу ребенок овладеет правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно будет их произносить, иметь определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь, совершенствует умение при помощи речи выражать свои мысли.