Мадьянова Екатерина
Консультация для педагогов ДО «Эффективность работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Цель: развитие у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков посредством организации театрализованной деятельности.
Задачи:
Публикация «Консультация для педагогов ДО „Эффективность работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
1. Создание условий для реализации творческой активности детей дошкольного возраста, способствующих развитию коммуникативных навыков;
2. Рекомендации для эффективной работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность;
3. Определение организованных форм театрализованных игр и представлений, как одного из средств развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.
В современном обществе замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, не смотря на то, что общение обогащает чувственную сферу и является фундаментом для дальнейшего развития ребёнка и во многом определяют особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Средний дошкольный возраст - уникальный период развития коммуникативных качеств, именно в это время закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в театрализованную деятельность, разнообразие которой обогащает процесс воспитания и обучения.
Таким образом, вопрос развития коммуникативных качеств у дошкольников актуален и одним из эффективных путей решения данного вопроса возможно через организацию театрализованной деятельности.
Значение театрализованной деятельности:
• формирует правильную модель поведения в современном мире;
• повышает общую культуру ребенка, приобщает к духовным ценностям;
• знакомит с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями;
• дает элементарные представления о видах театра;
• совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
• способствует развитию игрового поведения, эстетического вкуса, умения общаться со сверстниками и взрослыми, сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
• развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.
Начало развития творческих способностей, приходится на дошкольный возраст, когда у детей, по сравнению с ранним возрастом, меняется характер деятельности: от предметной дошкольники переходят к игровой деятельности. Именно театрализованные игры – одно из самых эффективных средств развития социально-коммуникативных навыков ребенка, в котором наиболее ярко реализуется педагогический принцип : учить играя. Коммуникативная направленность таких занятий активизирует формирование всех видов речевой деятельности: умение слушать и говорить, свободно пользоваться языком и выразительными средствами речи в различных речевых ситуациях. Поэтому организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста позволяет успешно развивать коммуникативные качества детей.
Рекомендации для эффективной работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность:
Свою работу можно начать с создания условий для театрально-игровой деятельности. Игровую среду необходимо пополнить наборами мелких игрушек, кукол, различными видами театров (плоскостной, пальчиковый, теневой, а также на прищепках, куклами - рукавичками, а также можно добавить обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок (Репка, Теремок, Колобок, Курочка Ряба и др.).
В группе необходимо оборудовать ширму для театра, с целью показа представлений. Для театрализации и игр-драматизаций изготовить маски с персонажами героев сказок, костюмы для ряженья, различные виды шапочек и шляпок.
Для развития творческого замысла в игре девочкам можно подобрать предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки, бусы; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей.
Необходимо привлекать детей к участию в инсценировках, обсуждению с ними увиденного после каждого представления. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
В работе можно применять такой методический прием как разучивание сценок маленькими фрагментами, что позволяет каждому попробовать себя во всех ролях. Затем можно спросить: «Какой медведь больше понравился, Даниила или Дашин? Чем понравился?» Этот прием способствует не только развитию связной речи детей, самостоятельности их мышления, но и развивает умение выражать свою точку зрения, аргументировать свой ответ. Также можно совместно с детьми сочинять сказку на основе уже знакомых сказок. Такой прием развивает у детей фантазию, способность мыслить неординарно.
При разучивании стихов можно применять метод обыгрывания, инсценировки, при таком использовании метода дети лучше и с удовольствием запоминают стихотворения.
Используя эти все рекомендации, театрализованная форма воспитания будет являться одним из эффективных средств развития коммуникативных качеств у дошкольников.
В работе с родителями также необходимо использовать консультации направленные на развитие социально – коммуникативных навыков у детей на темы: «Воспитание сказкой», «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театрализованная деятельность детей дома». Также привлекать родителей к изготовлению атрибутов для театра, пополнению театрального центра в детском саду.
В заключении хотелось бы сказать, что театрализованная деятельность имеет большое значение в социальном воспитании детей. В театрализованной деятельности развивается выразительная, публичная, диалогическая речь, совершенствуется звуковая культура речи.
Осуществление ежедневной работы по развитию социально-личностного развития в ходе игровой и театральной деятельности способствуют улучшению социального статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.
Напоследок хотелось бы сказать, что это направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, а приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи.