Галина Федорова
Консультация для педагогов ДОО «Самообразование»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация самообразования».
Подготовила:
старший воспитатель
Федорова Г. В.
Введение:
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Стремление к новым знаниям, совершенствование в своей профессиональной сфере, приобретение новых навыков необходимы для современного человека.
Публикация «Консультация для педагогов ДОО „Самообразование“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Сущность самообразования заключается в умениях самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практической деятельности, совершенствуя профессиональное мастерство. Чтобы успеть за научно- техническим прогрессом, быть на уровне современных требований общества, надо постоянно заниматься самообразованием. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллекту-альными показателями каждого успешного человека. Она актуализируется в процессе работы с источниками информации, самоанализа, мониторинга своей деятельности и анализа деятельности коллег.
Причины, чаще всего тормозящие занятие самообразованием - самоуспокоенность. Уверенность что «я все знаю», отсутствие времени, нехватка источников информации и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовер-шенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого профессионала.
Мотивами для самообразования могут быть следующие:
- быть в курсе последних изменений в науке и практике профессиональной деятельности;
- конкурентоспособным специалистом, имеющим возможности для карьерного роста.
Если воспитатель или специалист умеет себя организовать, он обязательно найдет время для самообразования.
Самоорганизовать себя совсем непросто - это означает выработать в себе необхо-димость проектировать свою деятельность не только на день, неделю, месяц, но и на год, т. е. перспективу. Развивать способность у взрослого человека сложно. Должна присутствовать устойчивая мотивация. Саморазвитие – признак профессионала высокого класса.
Основная часть:
Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольной орга-низации могут быть:
• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания; Изучение учебной и научно-методической литературы;
• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
• Изучение новых программ и педагогических технологий;
• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
• Повышение общекультурного уровня.
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с задачами, решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две зада-чи:
- Деятельность педагогов процессе самообразования будет способствовать решению за-дач ДОО;
- Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОО и зада-чи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОО.
Основные направления деятельности
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки к жизни в обществе, к обучению в школе, обеспечение без-опасности жизнедеятельности дошкольника.
Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя.
Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.
Таким образом, тематикой самообразования может быть :
- одна из годовых задач ДОУ;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение/ интерес;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2 недель до 5 лет. Каждый педагог имеет индивидуальный план работы над темой.
Источники, используемые в процессе самообразования :
- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
- видео-, -аудиоинформация на различных носителях;
- курсы, семинары, мастер-классы;
- проведение исследовательской, поисковой деятельности;
- посещение театров, выставок, музеев, концертов;
- изучение информационно-компьютерных технологий;
Перечисленные источники знаний могут способствовать одновременному развитию личностного и профессионального роста.
Если педагог определил для себя какую-либо тему, то должен продумать, с какой целью она будет изучаться, что из этого получится, т. е. создать некий продукт. Каждая деятельность бессмысленна, если в результате ее ничего не создается или нет каких – ли-бо достижений. В личном плане самообразования педагога обязательно должны быть спрогнозированы желаемые результаты работы.
Это могут быть:
- подготовка статей, сообщений, сценариев;
- участие в педагогических конкурсах, внутрисадовских методических мероприятиях;
- проведение тренингов, мастер-классов;
- разработка методических пособий по теме самообразования;
- комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;
- комплекта дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и по-собия);
- составление терминологического словаря по предметной теме;
- создание банка данных игр, загадок, стихов;
- разработка комплекта тематических родительских собраний, мероприятий (познава-тельные игры, конкурсы, представления);
- проекта организации и занятий кружковой работы;
- базы данных методической литературы и публикаций по теме самообразования;
Самый эффективный способ показать свои результаты педагогического мастерства – разместить материалы в Интернете. Это позволяет педагогу аккумулировать свои рабо-ты в виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут ее посмотреть, вос-пользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить.
В процессе работы над темой самообразования и после ее завершения педагог пред-ставляет наработанный материал. Практический выход (форма представления) могут быть различны:
- выступление на педагогических советах;
- теоретический, методический и практический семинар;
- практикум;
- тренинг;
- открытый просмотр ООД;
-доклад/сообщение;
- программа;
- дидактический материал;
- методическое пособие;
- методическая разработка.
Весь систематизированный и обобщенный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами. Результаты работы по са-мообразованию – источник пополнения методического кабинета различными материа-лами. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован ДОУ к рас-пространению на районном уровне.
Заключение:
Педагогу не обойтись без серьезных знаний, необходимых для эффективного осу-ществления профессиональной деятельности: о новых подходах к воспитанию и обуче-нию дошкольников, об изменениях в структуре и содержании образования, овладения современными технологиями обучения. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольной ор-ганизации.
Можно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется в такой степени, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом оно воз-растает. Сама жизнь побуждает каждого человека вооружать себя знанием и понимани-ем. Чтобы жить и не погибнуть в водовороте. Происходящей вокруг, нужно не только знать какое-либо ремесло (т. е. иметь специальное образование, но еще иметь общее об-разование, уметь разобраться во всем, что совершается вокруг, а для этого нужны уме-ние мыслить и понимать, широта кругозора, высокий уровень развития.
Каждый, кто хочет достигнуть лучшего в своей жизни, должен тратить некоторое время на себя, чтобы «не отставать от жизни».
План отчета педагога по теме самообразования :
1. Обоснование выбора. (Почему была выбрана данная тема, ее актуальность)
2. Программы, методики, изученные в процессе работы над темой. Авторы. Исполь-зование методических рекомендаций, изучение передового педагогического опыта.
3. Способы практического применения теоретического материала. Формы работы, виды деятельности, использованные в процессе работы над темой (на занятиях, вне занятий, в кружковой деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в сов-местной деятельности детей и пр.)
4. Пособия, которыми пользовался педагог при работе по данной теме (игры, нетра-диционное оборудование, разработанные самостоятельно).
5. Выводы по теме. Указать, если наблюдается положительный результат.
6. Как перекликаются выбранная тема и цель с задачами ДОО?
7. Проекция на будущее (предлагаемый результат). (что можно сделать еще, чтобы эта работа была более эффективной? Какие формы, методы работы применить)