МААМ-картинки

Консультация для педагогов ДОО «Инклюзивное образование: понятие, сущность, принципы»

Ирина Маяцкая
Консультация для педагогов ДОО «Инклюзивное образование: понятие, сущность, принципы»
▼ Скачать + Заказать документы

«Инклюзивное образование : понятие, сущность, принципы».

В последние годы все больше рекомендуется инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Понятие инклюзия обозначает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни дошкольной организации, в которых с удовольствием и радостью участвуют и все остальные дети. Для этого необходима реальная адаптация пространства дошкольной организации к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Пропагандирование инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от физических и умственных способностей, социального положения инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Важным аспектом для отечественной педагогики является то, что понятие инклюзивного образования не является чем-либо абсолютно чуждым и неприемлемым.

Публикация «Консультация для педагогов ДОО „Инклюзивное образование: понятие, сущность, принципы“» размещена в разделах

Инклюзивное образование - это международно-признанный инструмент реализации права каждого человека на образование, а так же основное направление в трансформации системы специального образования во многих странах мира.

Термин «инклюзия» введен в 1994г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится разработать методологию, которая будет направленна на детей и будет признавать, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование стремиться разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. В случае если преподавание и обучение станут более эффективными в результате предлагаемых изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Принципы инклюзивного образования :

1. Каждый человек способен чувствовать и думать.

2. Ценность человека не зависит от его достижений и способностей.

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

3. Все люди нуждаются друг в друге.

4. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В соответствии Саламанской декларации о политике, принципах и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.) :

1. Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности,

2. Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.

3. Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.

4. Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.

5. Обычные образовательные организации с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и рентабельность системы образования.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

- индивидуальный индивидуальная образовательная программа воспитанника - ребенка с ОВЗ и учебный план;

- социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

- психолого-педагогический консилиум образовательной организации;

- индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

- портфолио воспитанника - ребенка с ОВЗ;

- компетентность воспитателя и других специалистов образовательной организации в области дошкольного образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

- повышение квалификации педагогов дошкольной образовательной организации в области инклюзивного образования;

- рабочие программы освоения областей образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

- тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания;

- адаптивная образовательная среда - доступность групп и других помещений образовательной организации (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

- адаптивная образовательная среда - оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);

- адаптивная образовательная среда - коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

- сплочение детского коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

- ориентация воспитательной системы организации на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Следовательно, дошкольная организация сама должна измениться, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Процесс этот очень сложный, который требует организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения и воспитания, но и способы взаимодействия воспитанников.

Профессиональная ориентировка педагога на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности воспитанника и умение адаптировать программу обучения и воспитания ребенка. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного и воспитательного процесса, поддержку педагога на занятии, помощь воспитаннику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.

Сущность инклюзивного образования.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одной группе, а не в специально выделенной группе в специальном учреждении.

При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать воспитанников с теми или иными трудностями в обучении и воспитании к существующим требованиям стандартной дошкольной организации, а реформировать ее и искать иные педагогические подходы к обучению и воспитанию таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех воспитанников, у которых они возникают.

Главный критерий эффективности инклюзивного образования - успешность социализации, развитие социального опыта всех детей, введение в культуру, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

Реализация системы инклюзивного образования предусматривает преодоление барьеров в воспитании и обучении воспитанников с особыми образовательными потребностями :

- барьеров «архитектурного» окружения воспитанника - физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов и лифтов дома и в образовательной организации, недоступность транспорта между домом и образовательной организацией и т. д.).

- финансовый барьер в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки;

- барьеры, которые возникают в результате взаимоотношений воспитанников и социальных контекстов их бытия, - барьеры социальных отношений («отношенческие» или социальные барьеры).

Из этого следует, что инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого ребенка в доступных образовательных организациях, формирование процессов обучения и воспитания с постановкой адекватных целей всех воспитанников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого воспитанника и максимального раскрытия его потенциала.

Список литературы:

1. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

2. Перфильева М. Ю. Инклюзивное образование в России : право, принципы, практика / под ред. Перфильева М. Ю. : - М. : Транзит-ИКС, 2009. 88 С.

3. Перфильева М. Ю., Симонова Ю. П., Прушинский С. А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования / под ред. Т. Г. Туркиной. – М. : Перспектива, 2011. 57 С.

4. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями принята 7-10 июня 1994 г.

5. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики : Методическое пособие / Под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. - М. : МГППУ, 2012. - 156 С.

6. Соломин В. П. Инклюзивное образование детей с нарушениями раз-вития: от новой философии образовательной политики к модернизации об-разовательной практики / В. П. Соломин, Д. И. Бойков, В. З. Кантор // Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: европейский опыт – российские тенденции: сборник материалов итоговой Международной научно-практической конференции в рамках проекта Европейской комиссии Темпус «Лица с комплексными нарушениями и инклюзивное образование».

Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2010. 5–9 С.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия»Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Все большую актуальность в современном обществе и образовательном пространстве приобретает проблема инклюзивной практики и интеграции детей.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку» 1. Коммуникативная направленность обучения; 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; 3. Обязательная.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Консультация для родителей «Принципы воспитания детей» Каждый ребенок – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает вопрос – а бывает ли правильное.

Консультация для воспитателей «Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ» Ведущий вид деятельности дошкольника – ИГРА. В сюжетно-ролевой игре отображается представление дошкольника об окружающем мире, профессиональных.

Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3–4 лет с нарушенным зрением» Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3 – 4 лет с нарушенным зрением» Составила: Дьяконова Елена Сергеевна, соавтор:.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства - очень.

Методические рекомендации по итогам РПМ «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» По итогам региональной педагогической мастерской были разработаны методические рекомендации по проблемам инклюзивного образования, интеграции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОО «Инклюзивное образование: понятие, сущность, принципы»
Опубликовано: 28 апреля 2021 в 23:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОО «Инклюзивное образование: понятие, сущность, принципы»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Маяцкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД