Папки-передвижки

Консультация для педагогов ДОО «Инклюзивное образование: понятие, сущность, принципы»

Ирина Маяцкая
Консультация для педагогов ДОО «Инклюзивное образование: понятие, сущность, принципы»
▼ Скачать + Заказать документы

«Инклюзивное образование : понятие, сущность, принципы».

В последние годы все больше рекомендуется инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Понятие инклюзия обозначает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни дошкольной организации, в которых с удовольствием и радостью участвуют и все остальные дети. Для этого необходима реальная адаптация пространства дошкольной организации к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Пропагандирование инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от физических и умственных способностей, социального положения инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Важным аспектом для отечественной педагогики является то, что понятие инклюзивного образования не является чем-либо абсолютно чуждым и неприемлемым.

Темочки:

Инклюзивное образование - это международно-признанный инструмент реализации права каждого человека на образование, а так же основное направление в трансформации системы специального образования во многих странах мира.

Термин «инклюзия» введен в 1994г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится разработать методологию, которая будет направленна на детей и будет признавать, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование стремиться разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. В случае если преподавание и обучение станут более эффективными в результате предлагаемых изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Принципы инклюзивного образования :

1. Каждый человек способен чувствовать и думать.

2. Ценность человека не зависит от его достижений и способностей.

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

3. Все люди нуждаются друг в друге.

4. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В соответствии Саламанской декларации о политике, принципах и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.) :

1. Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности,

2. Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.

3. Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.

4. Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.

5. Обычные образовательные организации с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и рентабельность системы образования.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

- индивидуальный индивидуальная образовательная программа воспитанника - ребенка с ОВЗ и учебный план;

- социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

- психолого-педагогический консилиум образовательной организации;

- индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

- портфолио воспитанника - ребенка с ОВЗ;

- компетентность воспитателя и других специалистов образовательной организации в области дошкольного образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

- повышение квалификации педагогов дошкольной образовательной организации в области инклюзивного образования;

- рабочие программы освоения областей образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

- тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания;

- адаптивная образовательная среда - доступность групп и других помещений образовательной организации (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

- адаптивная образовательная среда - оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);

- адаптивная образовательная среда - коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

- сплочение детского коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

- ориентация воспитательной системы организации на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Следовательно, дошкольная организация сама должна измениться, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Процесс этот очень сложный, который требует организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения и воспитания, но и способы взаимодействия воспитанников.

Профессиональная ориентировка педагога на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности воспитанника и умение адаптировать программу обучения и воспитания ребенка. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного и воспитательного процесса, поддержку педагога на занятии, помощь воспитаннику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.

Сущность инклюзивного образования.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одной группе, а не в специально выделенной группе в специальном учреждении.

При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать воспитанников с теми или иными трудностями в обучении и воспитании к существующим требованиям стандартной дошкольной организации, а реформировать ее и искать иные педагогические подходы к обучению и воспитанию таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех воспитанников, у которых они возникают.

Главный критерий эффективности инклюзивного образования - успешность социализации, развитие социального опыта всех детей, введение в культуру, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

Реализация системы инклюзивного образования предусматривает преодоление барьеров в воспитании и обучении воспитанников с особыми образовательными потребностями :

- барьеров «архитектурного» окружения воспитанника - физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов и лифтов дома и в образовательной организации, недоступность транспорта между домом и образовательной организацией и т. д.).

- финансовый барьер в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки;

- барьеры, которые возникают в результате взаимоотношений воспитанников и социальных контекстов их бытия, - барьеры социальных отношений («отношенческие» или социальные барьеры).

Из этого следует, что инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого ребенка в доступных образовательных организациях, формирование процессов обучения и воспитания с постановкой адекватных целей всех воспитанников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого воспитанника и максимального раскрытия его потенциала.

Список литературы:

1. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

2. Перфильева М. Ю. Инклюзивное образование в России : право, принципы, практика / под ред. Перфильева М. Ю. : - М. : Транзит-ИКС, 2009. 88 С.

3. Перфильева М. Ю., Симонова Ю. П., Прушинский С. А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования / под ред. Т. Г. Туркиной. – М. : Перспектива, 2011. 57 С.

4. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями принята 7-10 июня 1994 г.

5. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики : Методическое пособие / Под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. - М. : МГППУ, 2012. - 156 С.

6. Соломин В. П. Инклюзивное образование детей с нарушениями раз-вития: от новой философии образовательной политики к модернизации об-разовательной практики / В. П. Соломин, Д. И. Бойков, В. З. Кантор // Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: европейский опыт – российские тенденции: сборник материалов итоговой Международной научно-практической конференции в рамках проекта Европейской комиссии Темпус «Лица с комплексными нарушениями и инклюзивное образование».

Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2010. 5–9 С.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия»Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Все большую актуальность в современном обществе и образовательном пространстве приобретает проблема инклюзивной практики и интеграции детей.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку» 1. Коммуникативная направленность обучения; 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; 3. Обязательная.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Консультация для родителей «Принципы воспитания детей» Каждый ребенок – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает вопрос – а бывает ли правильное.

Консультация для воспитателей «Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ» Ведущий вид деятельности дошкольника – ИГРА. В сюжетно-ролевой игре отображается представление дошкольника об окружающем мире, профессиональных.

Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3–4 лет с нарушенным зрением» Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3 – 4 лет с нарушенным зрением» Составила: Дьяконова Елена Сергеевна, соавтор:.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства - очень.

Методические рекомендации по итогам РПМ «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» По итогам региональной педагогической мастерской были разработаны методические рекомендации по проблемам инклюзивного образования, интеграции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОО «Инклюзивное образование: понятие, сущность, принципы»
Опубликовано: 28 апреля 2021 в 23:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОО «Инклюзивное образование: понятие, сущность, принципы»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Маяцкая (УИ 248990) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД