Ирина Маяцкая
Консультация для педагогов ДОО «Инклюзивное образование: понятие, сущность, принципы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Инклюзивное образование : понятие, сущность, принципы».
В последние годы все больше рекомендуется инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Понятие инклюзия обозначает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни дошкольной организации, в которых с удовольствием и радостью участвуют и все остальные дети. Для этого необходима реальная адаптация пространства дошкольной организации к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Пропагандирование инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от физических и умственных способностей, социального положения инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Важным аспектом для отечественной педагогики является то, что понятие инклюзивного образования не является чем-либо абсолютно чуждым и неприемлемым.
Публикация «Консультация для педагогов ДОО „Инклюзивное образование: понятие, сущность, принципы“» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Инклюзивное образование - это международно-признанный инструмент реализации права каждого человека на образование, а так же основное направление в трансформации системы специального образования во многих странах мира.
Термин «инклюзия» введен в 1994г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится разработать методологию, которая будет направленна на детей и будет признавать, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование стремиться разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. В случае если преподавание и обучение станут более эффективными в результате предлагаемых изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Принципы инклюзивного образования :
1. Каждый человек способен чувствовать и думать.
2. Ценность человека не зависит от его достижений и способностей.
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
3. Все люди нуждаются друг в друге.
4. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В соответствии Саламанской декларации о политике, принципах и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.) :
1. Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности,
2. Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
3. Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
4. Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
5. Обычные образовательные организации с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и рентабельность системы образования.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:
- индивидуальный индивидуальная образовательная программа воспитанника - ребенка с ОВЗ и учебный план;
- социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
- психолого-педагогический консилиум образовательной организации;
- индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
- портфолио воспитанника - ребенка с ОВЗ;
- компетентность воспитателя и других специалистов образовательной организации в области дошкольного образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
- повышение квалификации педагогов дошкольной образовательной организации в области инклюзивного образования;
- рабочие программы освоения областей образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
- тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания;
- адаптивная образовательная среда - доступность групп и других помещений образовательной организации (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
- адаптивная образовательная среда - оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
- адаптивная образовательная среда - коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
- сплочение детского коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
- ориентация воспитательной системы организации на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Следовательно, дошкольная организация сама должна измениться, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Процесс этот очень сложный, который требует организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения и воспитания, но и способы взаимодействия воспитанников.
Профессиональная ориентировка педагога на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности воспитанника и умение адаптировать программу обучения и воспитания ребенка. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного и воспитательного процесса, поддержку педагога на занятии, помощь воспитаннику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.
Сущность инклюзивного образования.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одной группе, а не в специально выделенной группе в специальном учреждении.
При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать воспитанников с теми или иными трудностями в обучении и воспитании к существующим требованиям стандартной дошкольной организации, а реформировать ее и искать иные педагогические подходы к обучению и воспитанию таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех воспитанников, у которых они возникают.
Главный критерий эффективности инклюзивного образования - успешность социализации, развитие социального опыта всех детей, введение в культуру, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.
Реализация системы инклюзивного образования предусматривает преодоление барьеров в воспитании и обучении воспитанников с особыми образовательными потребностями :
- барьеров «архитектурного» окружения воспитанника - физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов и лифтов дома и в образовательной организации, недоступность транспорта между домом и образовательной организацией и т. д.).
- финансовый барьер в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки;
- барьеры, которые возникают в результате взаимоотношений воспитанников и социальных контекстов их бытия, - барьеры социальных отношений («отношенческие» или социальные барьеры).
Из этого следует, что инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого ребенка в доступных образовательных организациях, формирование процессов обучения и воспитания с постановкой адекватных целей всех воспитанников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого воспитанника и максимального раскрытия его потенциала.
Список литературы:
1. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
2. Перфильева М. Ю. Инклюзивное образование в России : право, принципы, практика / под ред. Перфильева М. Ю. : - М. : Транзит-ИКС, 2009. 88 С.
3. Перфильева М. Ю., Симонова Ю. П., Прушинский С. А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования / под ред. Т. Г. Туркиной. – М. : Перспектива, 2011. 57 С.
4. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями принята 7-10 июня 1994 г.
5. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики : Методическое пособие / Под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. - М. : МГППУ, 2012. - 156 С.
6. Соломин В. П. Инклюзивное образование детей с нарушениями раз-вития: от новой философии образовательной политики к модернизации об-разовательной практики / В. П. Соломин, Д. И. Бойков, В. З. Кантор // Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: европейский опыт – российские тенденции: сборник материалов итоговой Международной научно-практической конференции в рамках проекта Европейской комиссии Темпус «Лица с комплексными нарушениями и инклюзивное образование».
Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2010. 5–9 С.