Марина Шальнова
Консультация для педагогов «Дни открытых дверей в ДОУ (технология организации)»
▼ Скачать + Заказать документы
Появление у взрослых желания разобраться, чем живет, чем занят ребенок в детском саду, можно считать убедительным доказательством эффективности проведенной с ними работы. Проанализируем наиболее распространенные виды проведения Дней открытых дверей. Основной критерий анализа — цель, поставленная коллективом педагогов. Одна из них — ознакомление родителей вновь прибывших детей с детским садом, распорядком дня, деятельностью детей, требованиями к ним.
Публикация «Консультация для педагогов „Дни открытых дверей в ДОУ (технология организации)“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Характерно, что первый для родителей День открытых дверей иногда дает два противоположных эффекта: один успокаивает настолько, что почти снимает дальнейший интерес к жизнедеятельности ребенка в детском саду («Там все так хорошо устроено, что не о чем беспокоиться», другой, напротив, пробуждает этот интерес («Я и не думал, что с малышами столько проблем»).
Рассчитывая на результат, педагогический коллектив должен стремиться «озадачить», а не успокоить родителей воспитанников. День открытых дверей предоставляет для этого наилучшие возможности благодаря особой наглядности: ребенок наблюдается в обычной для него обстановке, его действия и поведение воспринимаются в контексте реальных взаимоотношений с окружающими. Сравнение своего ребенка со сверстниками выявляет в нем что-то ранее не замеченное или оттеняет черты, показавшиеся само собой разумеющимися.
Нужно ли сообщать детям о приходе родителей, когда готовится деловой разговор? Безусловно, нужно. Только делать это следует сдержанно. «Папы и мамы хотят знать, что вы делаете в детском саду. Они побывают на занятии, на прогулке, посмотрят, как вы играете», — предупреждает воспитатель самым нейтральным тоном. Ни в коем случае нельзя допускать накала страстей, говоря: «Постарайтесь показать себя хорошо». Присутствие родителей для до-школьников является большим эмоциональным фактором, чем присутствие чужих людей. Близкий взрослый вызывает у ребенка целую гамму переживаний; например, стремление проявить себя и заслужить одобрение.
Способность детей разделять тревоги и радости своего воспитателя зависит от степени установившейся между ними эмоциональной близости. Нередко она столь высока, что группа, как локатор, безошибочно улавливает тончайшие оттенки отношения и чутко реагирует на них. В этой ситуации от воспитателя требуется умение регулировать свои эмоции, чтобы детям не передалась его внутренняя напряженность. Всё сказанное свидетельствует о нецелесообразности предупреждать детей быть «послушными внимательными, старательными», так как это может действовать на них деструктивно. Данная форма работы с родителями отличается тем, что в ней познавательное начало как бы скрыто за внешней видимостью обычного знакомства с жизнью детей. Подготовить хорошее занятие, организовать игру или обогатить воспитательными приемами прогулку — это всего лишь полдела. Не менее важно найти формы объяснений, позволяющие действительно научить даже тогда, когда человек на это не настроен: он шел в детский сад, руководствуясь желанием просто посмотреть.
Подготовка к открытому занятию для родителей должна включать не только моменты, предусмотренные методическими рекомендациями, но и тщательное обдумывание сведений, сообщаемых присутствующим. Объяснения даются в начале (вступительная беседа) и в конце как заключение. Они должны быть изложены последовательно и в доступной для родителей форме.
Наиболее рациональна следующая структура вступительной беседы:
вначале сформулировать воспитательные цели, затем указать, какая задача ставится перед детьми и каким образом они должны ее разрешить.
Анализ должен касаться особенностей деятельности и причин успеха или неуспеха.
Примерная схема анализа поведения ребенка:
слушает воспитателя внимательно или отвлекается;
выполняя задание, сосредоточен или рассеян.
Особенности процесса выполнения:
от начала до конца;
подражает соседу;
работает быстро или медленно;
увлечен заданием или нет;
выполняет его старательно или небрежно;
успевает закончить работу или оставляет ее незавершенной,
Как реагирует на затруднения или неудачи:
пытается их преодолеть, возобновить попытку;
обращается к воспитателю с вопросами или за помощью;
не обращается, но в помощи нуждается (воспитатель дополнительно дает указание);
прерывает работу;
проявляет раздражение, нервничает.
Как оценивает полученный результат:
любуется своей работой, удовлетворен;
огорчается, совершив ошибку;
проявляет равнодушие.
Совокупность указанных показателей, зафиксированных в ходе занятия, позволяет судить о характере активности ребенка, степени ее целенаправленности, об отношении к требованиям педагога. Все это служит основой для суждения о его способности управлять со-бой и своими действиями для решения поставленной задачи.
Помимо дифференцированного подхода возникают требования к отбору деятельности для наблюдения. Успешность любых видов деятельности определяется тем, как дети овладели необходимыми знаниями и умениями. Важно довести до сознания родителей, что занятия с ребенком (физические упражнения, изобразительное творчество, ручные поделки и т. д.) помогут ему достичь лучших результатов. Если же объект наблюдения носит показательный, а не учебный для родителей характер, то и требования к нему иные (тогда его следует отнести к разряду досугов, развлечений). Участие родителей в досуговых мероприятиях также способствует установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, соз-дают атмосферу праздника, радости и взаимопонимания. Вместе с тем любые соревнования чреваты для дошкольников сложными переживаниями, поэтому требуют большой осторожности и не могут проходить без комментария взрослого, умело расставляющего нужные акценты.