Юлия Бабяк
Консультация для педагогов «Для чего нужна мелкая моторика и почему так важно её развивать»
▼ Скачать + Заказать документы
МНОГООБРАЗИЕ ИГР
Есть множество способов развития моторики для малышей, познакомимся с самыми интересными.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Такие занятия мама может проводить с крохой до года, однако и детям более старшего возраста они нравятся, поскольку предполагают тактильный контакт и тесное общение. Можно прочить ребенку стишок про «Сороку-ворону», поглаживая каждый из называемый пальчиков. А еще интереснее – придумать что-то свое. Например, это может быть веселый стишок про конфетки:
Вот ладошка нашей детки.
Пальчики хотят конфетки.
Большой любит шоколад.
Указательный – мармелад.
Средний хочет леденец,
Публикация «Консультация для педагогов „Для чего нужна мелкая моторика и почему так важно её развивать“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Вот такой он молодец!
Безымянный – ждет ирис,
Без него совсем он скис.
А мизинец – крошка,
Ждет карамели немножко.
Если малышу уже исполнилось 5 лет, можно предложить ему настоящую театральную постановку, «актерами» которой будут его собственные пальцы. Предварительно вместе с мамой он делает необходимые костюмы и реквизит, что также поможет потренировать моторику.
Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка:
для младшего возраста (от года до 2 лет) – 3-5 минут ежедневно;
для среднего и старшего дошкольного возраста – 10-15 минут.
Для достижения необходимого эффекта при пальчиковой гимнастике очень важно уделить внимание каждому пальцу.
Еще одно упражнение – игра «Ладушки», которая и настроит малыша на позитивный лад, и поможет ему научиться хлопать в ладони и распрямлять пальцы.
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
Подбирать игры для развития моторики необходимо с учетом возрастных особенностей малышей. Детям до 3 лет лучше всего предложить такие простые варианты:
Перелистывание страниц. Подходит для крох от года, использовать лучше всего книжку с картонными или пластиковыми страницами.
Игры с крупами. В небольшую мисочку насыпается гречка, рис, ребенку не составит труда выводить пальцем узор или же просто пересыпать крупу. В мешочек с крупой можно зарыть небольшой предмет и попросить ребенка его найти.
Закручивание крышек. Подойдет обычная пластиковая бутылка с крышкой. Мама показывает, как закрыть ее при помощи пробки, после чего предлагает ребенку повторить.
Шагаем пальчиками. Мама рассказывает стишок, ребенок же перемещает пальцы, имитируя ходьбу. «Идти» можно как одной, так и двумя руками, использовать только указательный и средний палец (идет человечек) или же все пальцы (идет фантастическое существо).
Стишок для игры в «Шагаем» может быть, например, такой:
Мы идем играть,
Прыгать и скакать,
Песни напевать,
Дружно хохотать.
Кроме того, можно использовать бусины, перекатывая их по поверхности стола, горошины (попросить малыша разложить на кучки, гальку (построить из нее дорожку) и другие подручные предметы. Главное – ребенку не должно быть скучно.
ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ
Бусинки, пуговицы, камешки небольшого размера – отличный материал, доступный каждому. Вариантов занятий с ним множество:
Предложить малышу разложить пуговицы по кучкам в зависимости от цвета или размера.
Катать между ладоней граненый карандаш.
Делать необычные бусы, нанизывать на леску либо нитку пуговицы, макароны, которые можно предварительно окрасить во все цвета радуги.
Выкладывать из мелких предметов фигурки. Сначала можно использовать контур (предварительно нарисовать на листе бумаги, например, сердечко или домик и попросить малыша выложить бусинки или камешки по контуру, затем – дать ребенку полную свободу действий.
Очень важно проводить подобные занятия под присмотром родителей, чтобы малыш не проглотил «пособие» или не засунул его в рот или ухо.
ПОДЕЛКИ, АППЛИКАЦИЯ
Заниматься с малышами развитием мелкой моторикой следует различными методами, в частности, предложить ребенку вырезать ножницами, это простое, но эффективное упражнение. Использовать надо различные формы:
круглые;
овальные;
прямоугольные.
Перед Новым годом вместе с ребенком можно вырезать снежники, перед 8 марта – цветы.
Следующий этап – из вырезанных фигурок, которые можно разукрасить в различные цвета или сразу делать из цветной бумаги, следует выполнить аппликацию, используя лист-основу и клей-карандаш. Темы для детского творчества могут быть самыми разными: мальчикам понравится клеить машинки, девочкам – создавать одежду.
Малыши в 1-2 года еще не обладают необходимыми навыками, им можно предложить порвать бумагу на мелкие части, сделав «салют».
Любят дети и поделки, в частности из природных материалов, поэтому вместе с ними родителям несложно смастерить, например, осеннюю композицию из шишек, сухих листьев, ягод, мха. Главное не ограничивать фантазию юного творца, не навязывать свои правила. Изготовление аппликация из круп – отличная забава для ребенка 4-5 лет, при необходимости родитель может сделать шаблон, если же малыш хочет пофантазировать, стоит дать ему такую возможность.
Каждый родитель может заниматься самообразованием, изучая все новые формы и способы развития моторики и предлагая их крохе.
ЛЕПКА
Для лепки используют не только пластилин, но и слоеное тесто, глину. Форм работы множество:
Ребенок сам лепит интересующие его предметы или целую композицию.
Мама делает мелкие детали (колбаски, круги, из которых малыш создает «произведение».
Украшение банки при помощи пластилина (ребенку предлагают сделать необычную вазу).
Упражнения с пластилином просты в исполнении, интересны и полезны. Кроха с восторгом будет лепить еду для своих игрушек, потом – предметы быта, живых существ. Не обязательно ограничиваться всего одним материалом, можно сочетать пластилин с камешками, ракушками, пуговицами, бусинками, кусочками ткани или бумаги.
ИГРЫ С ПЕСКОМ
Для раннего дошкольного возраста очень интересны и забавы с песком, например, рисование на нем пальцами. Сделать домашнюю песочницу совсем не сложно, достаточно найти плоскую коробку, насыпать в нее крупного речного песка и предложить малышу. Вариантов игр множество:
Зарыть в песок небольшую игрушку и попросить кроху найти ее. Постепенно число таких «кладов» следует увеличить.
Предложить нарисовать на песке домик, населить его жителями (вновь помогут небольшие игрушки, оформить пространство при помощи пуговиц, ракушек, камешков.
Интересно и инсценировать сказку, используя декорации из песка. Родителям важно не навязывать малышу свои правила, а помочь ему при возникновении трудностей, подсказать и, конечно, следить за безопасностью.
ДРУГИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
В развитии ребенка необходимо использовать буквально каждую свободную минуту, особенно если речь идет о моторике. Упражнений множество:
Собирание пазлов и мозаик будет интересно дошкольникам с 3 лет. Если в наборе имеются мелкие детали, игра должна проводиться строго под контролем мамы или папы.
Игры с конструкторами.
Плетение веревочных косичек.
Рисование. Не обязательно это должно быть привычное всем использование красок или карандашей. Рисовать можно мелками, цветным льдом, губкой для мытья посуды, пальцами на листе ватмана или старой родительской футболке. Не ограничивая фантазию ребенка, можно добиться неплохих результатов – его кисть и пальцы будут хорошо развиваться.
Шнуровки Марии Монтессори помогают развитию моторики рук, а также развивают умение пространственной ориентации.
Забава с помпонами. Доказательство того, что веселую и полезную игру можно сделать буквально из ничего. Потребуется лоток для яиц и несколько разноцветных помпонов (их можно сделать или отрезать от старых шапок). Задание для ребенка – разложить их по ячейкам.
Использовать сложные дорогие пособия, чтобы заинтересовать ребенка, как правило, не требуется. Практика показывает, что наиболее увлекательны для них самые простые развлечения, которые есть в каждом доме. Так, мама может сделать чудо-коврик, нашив на одну его сторону пуговицы разного размера, а в другой – сделав петли. Задача ребенка проста – застегивать и расстегивать пуговицы.
При желании можно сделать шнуровки своими руками, используя предметы, которые найдутся в быту у каждого – плотный картон и обычные шнурки для ботинок. Кроме того, малыш с удовольствием потренируется на старом ботинке. Полезным будет и организация в квартире особого пространства, куда входит уголок мелкой моторики. Здесь можно разместить различные предметы, например, вышеописанные коврик, старый ботинок для ребенка, веревки, из которых он сможет заплетать косы и другие безопасные для крохи пособия. Мелкие предметы там присутствовать не должны, как уже говорили, с ним занимаемся только под присмотром взрослых.
ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ
Когда мы развиваем мелкую моторику малышей, очень важно не допустить таких ошибок:
Скучное выполнение упражнений, отказ от игровой формы, потешек и стишков. Ребенок быстро утрачивает интерес к таким занятиям, в лучшем случае из вежливости будет делать то, что просит мама, в худшем – закапризничает и откажется. Чтобы избежать такого результата, важно использовать разнообразные формы, каждый раз предлагая крохе что-то новое, непривычное.
Занятия в те дни, когда малыш болен или плохо себя чувствует. Некоторые родители, поняв важность пальчиковых упражнений, начинают заставлять дошкольника тренироваться каждый день. Однако если ребенок не настроен на занятия, вполне допустимо пропустить пару дней.
Однообразие. Об этом уже говорили, коротко повторим – есть огромное количество пособий, игр, упражнений, поэтому нет необходимости «мучить» ребенка чем-то одним изо дня в день.
Нетерпение. Иногда родители срываются на своего «неловкого» ребенка, которому не удается простое, на первый взгляд, действие. Однако важно помнить о том, что все умения приходят постепенно, малыш еще не научился как следует управлять своими руками, ему надо помочь, но ни в коем случае не ругать.
Избежать этих ошибок в работе с дошкольниками просто – необходимо проводить занятия в легкой игровой форме, быть терпеливым и использовать различные упражнения.
Таковы основные упражнения для тренировки мелкой моторики малыша, их актуальность не ослабевает, поскольку такие задания направлены не только на выполнение своей прямой цели, но и помогают развитию речи, памяти, веселому времяпрепровождению.