Татьяна Москаленко
Консультация для педагогов ДОУ «Музыка как средство развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ
«Музыка как средство развития речи»
Подготовлена музыкальным руководителем Т. А. Москаленко
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Музыка как средство развития речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера.
Но также музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей.
Музыка в этом вопросе - незаменимый помощник, так как выполняет сразу несколько функций:
1. Формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.
2. Прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.
3. Способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста. Музыка издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить.
Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей.
На музыкальных занятиях идёт расширение кругозора, активное обогащение словарного запаса детей: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов, фамилии, имена композиторов, характеристику музыки.
Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии, фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т. д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.
Элементарным воздействием на речевую сферу детей становится ее пассивное или активное восприятие. Пассивное восприятие, имеющее активизирующий эффект, находит себя в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей. Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа может включать характеристику эмоционально-образного содержания произведения и позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке; способствует развитию связной речи. Сопоставление музыки с собственным настроением содействует улучшению эмоционального самочувствия ребенка, развитию его диалогической речи, обогащению и активизации словаря, привычки разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах. Благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.
Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.
Наиболее эффективно работа над речью происходит в процессе пения. У детей развивается дыхание, голос, формируется чувство ритма и темпа речи, улучшается дикция, координируется слух и голос. Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова. Повтор важен для детей, еще не овладевших навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.
Роль пения в развитии речи :
• Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог.
• Пение требует более четкой артикуляции со стороны, как педагога, так и детей.
• Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи.
• Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.
• Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями.
• Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.
• Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление.
• Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга.
Кроме того, пение обладает еще и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и системы, и внутренние органы нашего организма.
Таким образом, музыкальное искусство оказывает ничем незаменимое воздействие на развитие речи дошкольников. Реализация интегративного подхода к речевому развитию посредством музыкального искусства позволяет достичь наиболее качественных результатов, повысить общий уровень речевого развития дошкольников.