ирина лапшина
Консультация для педагогов «Дезадаптивное поведение — это…»
▼ Скачать + Заказать документы
Дезадаптивное поведение – это дисгармония характера, в разных вариациях проявляющаяся как отсутствие твердой жизненной позиции, неумение строить отношения, контролировать свои поступки и, соответственно, соотносить их с основными жизненными ценностями, некритичность к себе, безразличие, грубость, жесткость по отношению к окружающим, антисоциальная направленность.
Задача при проявлении дезадаптивного поведения научить ребенка с РАС снимать психоэмоциональное напряжение с помощью специальных средств и оборудования. То есть научить аутиста:
Публикация «Консультация для педагогов „Дезадаптивное поведение — это…“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- качаться в кресле-качалке, напольных качелях в виде лошади вместо дезадаптивных раскачиваний стоя или сидя,
использовать батут или большой мяч (фитбол) вместо подпрыгиваний на цыпочках или на стуле,
использовать калейдоскоп или игрушки с вращающимися светодиодными лампами для зрительной стимуляции вместо размахиваний руками перед лицом,
использовать барабан вместо постукиваний по столу,
использовать ручной эспандер вместо стереотипного напряжения рук перед лицом.
Также можно использовать различные виды сортеров, методику Монтессори, различные бизиборды. Для эмоционального равновесия детей с РАС так же используют песочную терапию и фиброоптические нити.
Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра должна осуществляться последовательно, систематически с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
У воспитанников с РАС отмечаются следующие виды дезадаптивного поведения (Смит, 2015) :
- агрессия, ребенок причиняет боль другим людям, он может кусаться, щипаться, царапаться и т. д. ;
- самоагрессия (членовредительство, ребенок причиняет боль себе, бьется головой о поверхности окружающих предметов, кусает себя, царапает, бьет,
- повторяющиеся действия (стереотипии, ребенок хлопает в ладоши, трясет руками перед лицом, выстраивает предметы в ряд, крутит предметы, издает протяжные повторяющиеся звуки, пишет или повторяет цитаты из фильмов,
- ритуалы, ребенок носит только определенную одежду, ест продукты определенного цвета, требует, чтобы вещи в комнате находились на определенных местах, ежедневно совершает одни и те же действия в строго определенном порядке,
- деструктивное поведение направлено на порчу предметов, ребенок может разбрасывать и ломать предметы, рвать книги.
- вспышки гнева, ребенок может начать плакать, кричать, падать на пол,
- импульсивное поведение, ребенок вскакивает с места, хватает предметы, убегает,
- общественно неприемлемое поведение, ребенок может произносить слова, которые являются неприемлемыми в обществе, или невежливые слова, которые могут обидеть других людей. Ребенок не соблюдает дистанцию при взаимодействии с другими, раздевается в присутствии посторонних. Также, если ребенок видит пакетик с конфетами в чужой сумке, то залезает в эту сумку и хватает конфеты.
Наличие дезадаптивного поведения у детей с РАС часто связано с отсутствием коммуникативных навыков: они не могут адекватно (традиционным способом) выразить просьбы, отказ, привлечь внимание, сообщить об усталости, боли и т. д. В такой ситуации остается единственный вариант - сообщить окружающим о своих желаниях и потребностях неадекватным способом.
Оценка дезадаптивного поведения включает определение функции дезадаптивного поведения и поддерживающих условий.
При работе по коррекции дезадаптивного поведения педагог должен убедиться, что такое поведение не является ответной реакцией на боль, плохое самочувствие или сенсорную перегрузку, владеет ли ребенок устной речью и/или не способен сообщить о боли и плохом самочувствии, могут понадобиться консультации врачей.
Если причиной возникновения такого поведения стала боль, плохое самочувствие или сенсорная перегрузка, то необходимо научить ребенка сообщать об этом адекватным способом и сконцентрироваться не на уменьшении дезадаптивного поведения, а на устранении его причины.
Для того чтобы скорректировать дезадаптивное поведение, необходимо понять, что оно выражает, то есть определить его функцию. Выделяются 4 функции дезадаптивного поведения :
1. Получение желаемого.
2. Привлечение внимания.
3. Избегание.
4. Аутостимуляция (самостимуляция).
Главной задачей коррекционной работы с поведением становится замена дезадаптивного поведения на адаптивное, для чего необходимо определить все поддерживающие условия такого поведения. Определить, чем оно вызывается и чем подкрепляется.
Под поддерживающими условиями понимаются:
- предшествующие события
- последствия
Предшествующие события – это события, предшествующие возникновению той или иной формы поведения. Определенные события в жизни ребенка могут провоцировать дезадаптивное поведение.
Последствия - события, которые происходят непосредственно после поведения.
Методы и способы коррекции дезадаптивного поведения.
В работу по коррекции нарушений поведения включают несколько аспектов:
- предотвращение дезадаптивного поведения;
- обучение новому поведению (альтернативному поведению);
- подкрепление адаптивного поведения;
- уменьшение подкрепления дезадаптивного поведения;
- обеспечение безопасности (по мере необходимости).
Основная работа по коррекции дезадаптивного поведения происходит до момента его начала. Методы работы с предшествующими событиями называются предупреждающими. Предупреждающие методы направлены на изменение условий таким образом, чтобы дезадаптивное поведение не началось. Устраняются такие события и обстоятельства, которые с наибольшей вероятностью «запустят» дезадаптивное поведение.
Для предотвращения дезадаптивного поведения используется визуальная поддержка. Один из эффективных вариантов визуальной поддержки - использование визуальных расписаний, которые делают предстоящие события понятными и предсказуемыми для ребенка с РАС и, как следствие, способствуют предотвращению дезадаптивного поведения.
Обучение новому (альтернативному) поведению. Альтернативное поведение включает формирование умения выражать просьбу, привлекать внимание, выражать отказ и стимулировать себя адекватным способом. Детей, у которых формируется экспрессивная речь, обучают умению коммуницировать при помощи речи. Для детей, не владеющих речью, используются альтернативные средства коммуникации: карточки (например, система PECS, жесты, письменная речь.
Подкрепление адаптивного поведения и уменьшение подкрепления дезадаптивного поведения. Необходима систематическая работа с последствиями поведения :
- подкрепление альтернативного адаптивного поведения и одновременно устранение всех условий, поддерживающих дезадаптивое поведение. Выделяется пищевое и социальное подкрепление. К пищевому подкреплению относятся: еда, напитки. Социальным подкреплением являются: внимание другого человека, похвала, совместная деятельность и т. д. ;
- используется техника угашения, которая заключается в игнорировании такого поведения. Угашение применяется тогда, когда дезадаптивное поведение уже началось. В такой ситуации задача состоит в том, чтобы остановить дезадаптивное поведение, а не подкреплять его;
- под игнорированием понимается полное внешнее спокойствие. В момент дезадаптивного поведения ребенку не предоставляется ни позитивное, ни негативное внимание. Взрослый не успокаивает ребенка, не повышает на него голос. Важно помнить, что негативное внимание зачастую является более сильным подкреплением, так как выражается в более яркой форме.
В своей работе педагог часто слышит от родителей, что иногда у них есть ощущение, что ребенок специально их доводит. Но стоит родителю накричать на ребенка, как тот сразу становится как «шелковый». Во многих случаях дети редко получают внимание родителей за хорошее поведение, и только «баловство» помогает им привлечь повышенное внимание взрослых. Таким образом, устранение подкрепления дезадаптивного поведения и одновременно предоставление подкрепления за правильное поведение делает коррекционную работу эффективной.