Светлана СТЕЛЬМАХ
Консультация для педагогов детского сада на тему «Экологическое воспитание дошкольников средствами музыки»
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. Предлагаю вашему вниманию консультацию для педагогов на данную тематику.
Публикация «Консультация для педагогов детского сада на тему „Экологическое воспитание дошкольников средствами музыки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Процесс формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и музыки. Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром величайшие композиторы прошлого и современности в своём творчестве теме природы отводили большое место. Нам известны музыкальные циклы "Времена года" П. И. Чайковского, А Вивальди и А. К. Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картинки природы.
В работе с детьми по воспитанию эстетических вкусов эта чудесная музыка постоянно используется как при проведении музыкальных занятий, бесед, так и при проведении массовых мероприятий.
Основными видами музыкальной деятельности являются: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения и музыкальное творчество.
Для полноты восприятия красоты окружающей природы умело включаются в занятия с детьми произведения живописи и поэзии. Также проводится беседа с детьми о средствах выражения чувств к красотам природы: художник выражает чувства красками, поэт – стихами, а композитор – прекрасными звуками музыки.
Слушание музыки проходит в активной форме и обязательно сочетается с танцевальными движениями. Представляя себя то бабочкой, то лебедем, то весенним ручейком или снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску которому даёт музыка.
На фоне слушания и восприятия музыкальных произведений можно организовывать игры, в основе которых лежит воображение, а также гуманное отношение ко всему живому. Например, отправиться в гости к Красной Шапочке и искать её в лесу, в пещере, на лугу, на берегу озера, в шумном городе. Незаменимым в такой работе является цикл А. Прокофьева "Петя и волк".
Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.
Познакомится ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные музыкально-образные движения в играх, ведь игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, в играх «Пчёлки и мишка», «Снег кружится», «Лягушки и аист», «Журавлики», хороводных играх «Кот Васька», «Репка-репонька» и др.)
Пальчиковые игры по тематике, связанные с природой («Гриб-грибок», «Сколько знаю я дождей?», «Цветок», «Паучок», «В лес за грибами», а также музыкально-дидактические игры («В лесу», «Птица и птенчики», «Журавли улетают») помогают в решении задач не только музыкального плана (развитие звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, но и экологического направления.
Детское музыкальное творчество – это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Это вид музыкальной деятельности как одна из важнейших потребностей ребёнка к самовыражению. В импровизации ребёнок эмоционально, непосредственно применяет всё то, что усвоил в процессе обучения.
Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, берёзка, склонившая веточки, грустный котёнок, который заболел, осенние кружева-паутинки, первые подснежники и др.) Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в природе.
Например, импровизируя на музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, шорох листьев осенью, скрип снега под ногами, шаги медведя и др.).
Таким образом, творческие импровизации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности.
Народные календарно-обрядовые песни и танцы, произведения композиторов-песенников на эту тематику, фрагменты классической музыки органично переплетаются в детских праздниках : "Восеньскі кірмаш", "Каляды", "Масленица", "Гуканне вясны", "Купалле" и экологических развлечениях «К ёжику в осенний лес», «Волшебный цветок», «Лесной теремок», «Муравьишка ищет секретики здоровья» и др.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ :
1. Ю. Антонов "Не рвите цветы!".
2. А. Вивальди. Музыкальный цикл "Времена года".
3. А. К. Глазунов. Музыкальный цикл "Времена года".
4. М. И. Глинка "Жаворонок".
5. Э. Григ "Пер Гюнт" ("В пещере горного короля", "Утро").
6. "Жавароначкi, прыляцiце!" (беларуская народная песня)
7. «Сядзіць камар на дубочку» (беларуская народная песня)
8. Н. Римский-Корсаков “Полёт шмеля”, “Море”, “Три чуда”
9. А. Зацепин "Ты слышишь, море".
10. М. Дунаевский "Непогода" (муз. к к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!")
11. "Купалiнка" (беларуская народная песня)
12. Я. Жабко «Кружева осенние»
13. С. Никитин "Собака бывает кусачей".
14. Р. Паулс "Пасмурная погода".
15. "Перапёлачка" (беларуская народная песня).
16. Е. Птичкин "Не дразните собак".
17. "Рэчанька" (беларуская народная песня).
18. Б. Савельев "Если добрый ты", "Дождик босиком".
19. Г. Свиридов. Цикл "Метель" ("Вальс", "Романс", "Пастораль".)
20. К. Сен-Санс "Лебедь", “Аквариум”
21. "Сядзiць камар на дубочку" (беларуская народная песня).
22. Д. Тухманов "Красная книга".
23. П. И. Чайковский. Музыкальный цикл "Времена года".
24. Ю. Чичков "Волшебный цветок".
25. В. Шаинский "Рассвет – чародей", "Облака".
Таким образом, в процесс музыкально-экологического воспитания необходимо включать разнообразный музыкальный репертуар, посвящённый живой и не живой природе, все виды и формы музыкальной деятельности, способствующие развитию всех музыкальных, творческих и исполнительских способностей детей.