Папки-передвижки

Консультация для педагогов детского сада «Развитие речи у дошкольников посредством мнемотаблиц»

Звягина Татьяна Викторовна
Консультация для педагогов детского сада «Развитие речи у дошкольников посредством мнемотаблиц»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов детского сада

Консультация для педагогов детского сада на тему «Развитие речи у дошкольников посредством мнемотаблиц»

Цель: познакомить педагогов с методом мнемотехники и его применением в развитии речи дошкольников.

Публикация «Консультация для педагогов детского сада „Развитие речи у дошкольников посредством мнемотаблиц“» размещена в разделах

Задачи:

• Рассказать о методе мнемотехники, его принципах и особенностях.

• Объяснить, как использовать мнемотаблицы для развития речи детей дошкольного возраста.

• Предложить примеры игр и упражнений с использованием мнемотаблиц.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о развитии речи у дошкольников и рассмотрим метод мнемотехники.

Мнемотехника — это система методов и приёмов, которая помогает запоминать информацию с помощью ассоциаций и образов. В основе метода лежит визуализация информации: слова, фразы или текст кодируются в картинки, которые легко воспринимаются и запоминаются детьми.

Речь — это один из важнейших инструментов коммуникации, который позволяет человеку выражать свои мысли и чувства, понимать других людей и взаимодействовать с ними. Развитие речи является ключевым аспектом формирования личности ребёнка и его успешной адаптации в обществе.

Однако в современном мире дети всё чаще сталкиваются с проблемой недостаточного развития речевых навыков. Это может быть связано с различными факторами, такими как:

• увеличение времени, проводимого за гаджетами;

• снижение интереса к чтению книг;

• уменьшение общения со сверстниками и взрослыми.

В результате дети испытывают трудности в выражении своих мыслей, запоминании информации и общении с окружающими. Это негативно сказывается на их успеваемости в школе, социализации и общем развитии.

Одним из эффективных методов решения этой проблемы является использование мнемотехники, которая помогает детям легче усваивать информацию и развивать речь.

Мнемотаблицы — это один из инструментов мнемотехники, который представляет собой схему, состоящую из картинок-символов. Каждая картинка обозначает слово или словосочетание, а последовательность картинок отражает содержание текста или стихотворения. Использование мнемотаблиц позволяет детям легче запоминать и воспроизводить информацию, развивать речь и обогащать словарный запас.

Таким образом, актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотаблиц обусловлена необходимостью поиска новых методов и подходов к обучению, которые будут способствовать формированию речевых навыков и развитию личности ребёнка.

Как использовать мнемотаблицы в работе с дошкольниками?

1. Знакомство с мнемотаблицами.

Этот пункт предполагает, что педагог сначала сам освоит метод мнемотехники и научится составлять мнемотаблицы. Затем он сможет объяснить дошкольникам, как работают такие таблицы: каждая картинка обозначает слово или словосочетание, а последовательность картинок отражает содержание текста или стихотворения.

2. Составление мнемотаблиц.

Это задание поможет детям лучше понять структуру текста и запомнить его содержание. Педагог может предложить им составить мнемотаблицу по рассказу или стихотворению. Это научит дошкольников анализировать информацию и выделять ключевые моменты.

3. Игры и упражнения.

Мнемотаблицы можно использовать для проведения игр и упражнений. Например, педагог может предложить детям угадать сказку или стихотворение по таблице, составить рассказ по таблице или придумать свою историю, используя картинки. Эти задания помогут развить у детей логическое мышление, память и воображение.

4. Творческие задания.

Педагог может позволить детям проявить фантазию и творчество при использовании мнемотаблиц. Они могут дополнять таблицы новыми картинками или придумывать свои собственные истории. Такие задания развивают креативность и самостоятельность дошкольников.

5. Работа над выразительностью речи.

Учить детей использовать интонацию и мимику при рассказывании по мнемотаблицам важно для развития выразительности их речи. Это сделает её более эмоциональной и понятной для окружающих.

6. Постепенное усложнение.

Постепенно увеличивая сложность мнемотаблиц, добавляя новые элементы и увеличивая количество картинок, педагог развивает логическое мышление и память дошкольников. Также это помогает детям научиться анализировать информацию, выделять главное и запоминать детали.

Примеры игр и упражнений с использованием мнемотаблиц:

1. «Угадай сказку». Педагог показывает детям мнемотаблицу, а они должны угадать, какая сказка в ней зашифрована. Это упражнение развивает логическое мышление и воображение детей.

2. «Составь рассказ». Дети составляют рассказ по мнемотаблице. Это помогает им развивать связную речь и учиться последовательно излагать свои мысли.

3. «Придумай историю». Детям предлагается придумать свою историю, используя картинки из мнемотаблицы. Это развивает фантазию и творческое мышление.

4. «Запомни стихотворение». Педагог читает стихотворение и вместе с детьми составляет мнемотаблицу. Затем дети пытаются воспроизвести стихотворение по таблице. Это способствует развитию памяти и внимания.

5. «Найди ошибку». Педагог составляет мнемотаблицу с ошибками (например, меняет местами картинки или добавляет лишние). Дети должны найти ошибки и исправить их. Это учит детей быть внимательными и анализировать информацию.

6. «Расскажи сказку по-новому». Дети получают мнемотаблицу знакомой сказки и придумывают новый сюжет на её основе. Это развивает креативность и умение работать с информацией.

7. «Что изменилось?». Педагог выкладывает мнемотаблицу и просит детей запомнить её. Затем он вносит изменения в таблицу (меняет местами картинки, убирает или добавляет элементы) и спрашивает детей, что изменилось. Это тренирует память и внимание.

8. «Продолжи рассказ». Педагог начинает рассказывать историю по мнемотаблице, а дети продолжают её, опираясь на картинки. Это развивает навыки пересказа и связного изложения мыслей.

Примеры творческих заданий с использованием мнемотаблиц:

1. «Придумай свою сказку». Дети составляют собственную сказку, используя мнемотаблицу. Это развивает фантазию и творческое мышление.

2. «Нарисуй стихотворение». Педагог читает стихотворение, а дети рисуют образы, которые возникают у них в голове во время прослушивания. Затем они объединяют рисунки в мнемотаблицу и рассказывают стихотворение по ней. Это помогает детям лучше понять и запомнить текст.

3. «Создай мультфильм». Дети создают мультфильм по мнемотаблице. Они могут нарисовать персонажей, придумать сюжет и озвучить его. Это способствует развитию креативности и навыков работы в команде.

4. «Сочини загадку». Дети придумывают загадки, опираясь на мнемотаблицы. Это тренирует логическое мышление и умение описывать предметы и явления.

5. «Расскажи историю от имени персонажа». Дети выбирают персонажа из мнемотаблицы и рассказывают историю от его имени. Это позволяет взглянуть на ситуацию с разных точек зрения и развивает эмпатию.

6. «Сделай коллаж». Дети собирают коллаж из картинок, соответствующих мнемотаблице, и рассказывают о том, что получилось. Это стимулирует творческое мышление и навыки анализа информации.

7. «Составь комикс». Дети рисуют комикс по мнемотаблице и придумывают диалоги для персонажей. Это развивает навыки рисования и повествования.

8. «Опиши предмет». Детям предлагается описать предмет, не называя его, с помощью мнемотаблицы. Остальные должны угадать, о чём идёт речь. Это учит детей описывать объекты и выделять их характерные черты.

Заключение

Мнемотехника — это эффективный инструмент для развития речи у детей дошкольного возраста. Мнемотаблицы помогают детям лучше запоминать информацию, развивают логическое мышление, воображение и фантазию. Они также способствуют формированию связной речи, обогащению словарного запаса и развитию творческих способностей.

Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Дети с удовольствием составляют таблицы, придумывают истории и играют в игры. Это помогает им легче усваивать новые знания и навыки.

Таким образом, мнемотехника является важным инструментом для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Она помогает развивать речь, память, внимание и другие важные навыки, необходимые для успешного обучения и развития ребёнка.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Консультация «Укрепление организма дошкольников и развитие движений посредством утренней гимнастики» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второй задачей нашего ДОУ является "Укрепление организма дошкольников и развитие движений по средствам.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов детского сада «Развитие речи у дошкольников посредством мнемотаблиц»
Опубликовано: 1 октября 2024 в 12:57
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов детского сада «Развитие речи у дошкольников посредством мнемотаблиц»» (включая файлы) размещена пользователем Звягина Татьяна Викторовна (УИ 671219) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД