Папки-передвижки

Консультация для педагогов детского сада «Развитие речи у дошкольников посредством мнемотаблиц»

Звягина Татьяна Викторовна
Консультация для педагогов детского сада «Развитие речи у дошкольников посредством мнемотаблиц»

Консультация для педагогов детского сада на тему «Развитие речи у дошкольников посредством мнемотаблиц»

Цель: познакомить педагогов с методом мнемотехники и его применением в развитии речи дошкольников.

Задачи:

• Рассказать о методе мнемотехники, его принципах и особенностях.

• Объяснить, как использовать мнемотаблицы для развития речи детей дошкольного возраста.

• Предложить примеры игр и упражнений с использованием мнемотаблиц.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о развитии речи у дошкольников и рассмотрим метод мнемотехники.

Мнемотехника — это система методов и приёмов, которая помогает запоминать информацию с помощью ассоциаций и образов. В основе метода лежит визуализация информации: слова, фразы или текст кодируются в картинки, которые легко воспринимаются и запоминаются детьми.

Речь — это один из важнейших инструментов коммуникации, который позволяет человеку выражать свои мысли и чувства, понимать других людей и взаимодействовать с ними. Развитие речи является ключевым аспектом формирования личности ребёнка и его успешной адаптации в обществе.

Однако в современном мире дети всё чаще сталкиваются с проблемой недостаточного развития речевых навыков. Это может быть связано с различными факторами, такими как:

• увеличение времени, проводимого за гаджетами;

• снижение интереса к чтению книг;

• уменьшение общения со сверстниками и взрослыми.

В результате дети испытывают трудности в выражении своих мыслей, запоминании информации и общении с окружающими. Это негативно сказывается на их успеваемости в школе, социализации и общем развитии.

Одним из эффективных методов решения этой проблемы является использование мнемотехники, которая помогает детям легче усваивать информацию и развивать речь.

Мнемотаблицы — это один из инструментов мнемотехники, который представляет собой схему, состоящую из картинок-символов. Каждая картинка обозначает слово или словосочетание, а последовательность картинок отражает содержание текста или стихотворения. Использование мнемотаблиц позволяет детям легче запоминать и воспроизводить информацию, развивать речь и обогащать словарный запас.

Таким образом, актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотаблиц обусловлена необходимостью поиска новых методов и подходов к обучению, которые будут способствовать формированию речевых навыков и развитию личности ребёнка.

Как использовать мнемотаблицы в работе с дошкольниками?

1. Знакомство с мнемотаблицами.

Этот пункт предполагает, что педагог сначала сам освоит метод мнемотехники и научится составлять мнемотаблицы. Затем он сможет объяснить дошкольникам, как работают такие таблицы: каждая картинка обозначает слово или словосочетание, а последовательность картинок отражает содержание текста или стихотворения.

2. Составление мнемотаблиц.

Это задание поможет детям лучше понять структуру текста и запомнить его содержание. Педагог может предложить им составить мнемотаблицу по рассказу или стихотворению. Это научит дошкольников анализировать информацию и выделять ключевые моменты.

3. Игры и упражнения.

Мнемотаблицы можно использовать для проведения игр и упражнений. Например, педагог может предложить детям угадать сказку или стихотворение по таблице, составить рассказ по таблице или придумать свою историю, используя картинки. Эти задания помогут развить у детей логическое мышление, память и воображение.

4. Творческие задания.

Педагог может позволить детям проявить фантазию и творчество при использовании мнемотаблиц. Они могут дополнять таблицы новыми картинками или придумывать свои собственные истории. Такие задания развивают креативность и самостоятельность дошкольников.

5. Работа над выразительностью речи.

Учить детей использовать интонацию и мимику при рассказывании по мнемотаблицам важно для развития выразительности их речи. Это сделает её более эмоциональной и понятной для окружающих.

6. Постепенное усложнение.

Постепенно увеличивая сложность мнемотаблиц, добавляя новые элементы и увеличивая количество картинок, педагог развивает логическое мышление и память дошкольников. Также это помогает детям научиться анализировать информацию, выделять главное и запоминать детали.

Примеры игр и упражнений с использованием мнемотаблиц:

1. «Угадай сказку». Педагог показывает детям мнемотаблицу, а они должны угадать, какая сказка в ней зашифрована. Это упражнение развивает логическое мышление и воображение детей.

2. «Составь рассказ». Дети составляют рассказ по мнемотаблице. Это помогает им развивать связную речь и учиться последовательно излагать свои мысли.

3. «Придумай историю». Детям предлагается придумать свою историю, используя картинки из мнемотаблицы. Это развивает фантазию и творческое мышление.

4. «Запомни стихотворение». Педагог читает стихотворение и вместе с детьми составляет мнемотаблицу. Затем дети пытаются воспроизвести стихотворение по таблице. Это способствует развитию памяти и внимания.

5. «Найди ошибку». Педагог составляет мнемотаблицу с ошибками (например, меняет местами картинки или добавляет лишние). Дети должны найти ошибки и исправить их. Это учит детей быть внимательными и анализировать информацию.

6. «Расскажи сказку по-новому». Дети получают мнемотаблицу знакомой сказки и придумывают новый сюжет на её основе. Это развивает креативность и умение работать с информацией.

7. «Что изменилось?». Педагог выкладывает мнемотаблицу и просит детей запомнить её. Затем он вносит изменения в таблицу (меняет местами картинки, убирает или добавляет элементы) и спрашивает детей, что изменилось. Это тренирует память и внимание.

8. «Продолжи рассказ». Педагог начинает рассказывать историю по мнемотаблице, а дети продолжают её, опираясь на картинки. Это развивает навыки пересказа и связного изложения мыслей.

Примеры творческих заданий с использованием мнемотаблиц:

1. «Придумай свою сказку». Дети составляют собственную сказку, используя мнемотаблицу. Это развивает фантазию и творческое мышление.

2. «Нарисуй стихотворение». Педагог читает стихотворение, а дети рисуют образы, которые возникают у них в голове во время прослушивания. Затем они объединяют рисунки в мнемотаблицу и рассказывают стихотворение по ней. Это помогает детям лучше понять и запомнить текст.

3. «Создай мультфильм». Дети создают мультфильм по мнемотаблице. Они могут нарисовать персонажей, придумать сюжет и озвучить его. Это способствует развитию креативности и навыков работы в команде.

4. «Сочини загадку». Дети придумывают загадки, опираясь на мнемотаблицы. Это тренирует логическое мышление и умение описывать предметы и явления.

5. «Расскажи историю от имени персонажа». Дети выбирают персонажа из мнемотаблицы и рассказывают историю от его имени. Это позволяет взглянуть на ситуацию с разных точек зрения и развивает эмпатию.

6. «Сделай коллаж». Дети собирают коллаж из картинок, соответствующих мнемотаблице, и рассказывают о том, что получилось. Это стимулирует творческое мышление и навыки анализа информации.

7. «Составь комикс». Дети рисуют комикс по мнемотаблице и придумывают диалоги для персонажей. Это развивает навыки рисования и повествования.

8. «Опиши предмет». Детям предлагается описать предмет, не называя его, с помощью мнемотаблицы. Остальные должны угадать, о чём идёт речь. Это учит детей описывать объекты и выделять их характерные черты.

Заключение

Мнемотехника — это эффективный инструмент для развития речи у детей дошкольного возраста. Мнемотаблицы помогают детям лучше запоминать информацию, развивают логическое мышление, воображение и фантазию. Они также способствуют формированию связной речи, обогащению словарного запаса и развитию творческих способностей.

Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Дети с удовольствием составляют таблицы, придумывают истории и играют в игры. Это помогает им легче усваивать новые знания и навыки.

Таким образом, мнемотехника является важным инструментом для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Она помогает развивать речь, память, внимание и другие важные навыки, необходимые для успешного обучения и развития ребёнка.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Консультация «Укрепление организма дошкольников и развитие движений посредством утренней гимнастики» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второй задачей нашего ДОУ является "Укрепление организма дошкольников и развитие движений по средствам.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов детского сада «Развитие речи у дошкольников посредством мнемотаблиц»
Опубликовано: 1 октября 2024 в 12:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов детского сада «Развитие речи у дошкольников посредством мнемотаблиц»» (включая файлы) размещена пользователем Звягина Татьяна Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД