Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Детско-родительские проекты в ДОО»

Ирина Маяцкая
Консультация для педагогов «Детско-родительские проекты в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы

«Детско-родительские проекты в ДОО»

Дошкольное детство - наиболее сенситивный период в жизни человека, когда «закладываются основы физического и психического здоровья ребенка, в том числе и его эмоционального благополучия», проявляющийся в потребности общаться, задавать вопросы, быть успешным в разных видах деятельности.

Семья и дошкольное учреждение – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, а эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений. Как отмечает в своем исследовании М. В. Уфимцева, «дошкольная образовательная организация одна из первых вступает в открытый контакт с родителями. В настоящее время происходит реконструкция системы дошкольного образования. В центре внимания находится организация педагогического процесса. Работники ДОО находятся в поисках новых, нетрадиционных форм и методов взаимодействия с родителями воспитанников, меняют роль воспитывающих взрослых в правлении ДОО, в развитии партнерских отношений, помогают научится работать в команде». Одной из эффективных форм такого взаимодействия является организация детско-родительских проектов.

Публикация «Консультация для педагогов „Детско-родительские проекты в ДОО“» размещена в разделах

Вопросы взаимодействия дошкольного образования и семьи актуализированы в ФГОС ДО, где одним из основных принципов является «сотрудничество Организации с семьей», а одной из важнейших задач в воспитании дошкольников является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для успешной адаптации в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Реализация проектов в условиях дошкольных образовательных организаций способствует выполнению основных требований к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии С ФГОС ДОО, где отмечено, что основной формой непосредственного участия родителей в образовательном процессе является реализация детско-родительских проектов.

Особенностью детско-родительских проектов является то, что в данной форме работы непосредственными участниками являются и педагог, и родитель, и ребенок. Все участники важны и выполняют определенную функцию в реализации проектной деятельности.

Колягина О. В. выделяет следующие формы участия родителей в проектной деятельности :

мотивационная поддержка - показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта;

информационная поддержка - родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации (написание доклада, поиск художественной литературы);

организационная поддержка - сопровождение детей в музей, библиотеку и т. д. ;

техническая поддержка - фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций.

Разнообразие направлений в формах участия родителей зависит от многих нюансов: возможностей детского сада, потребностей участников проектов, но в первую очередь, от вида проекта. Е. С. Полат предложила классифицировать проекты по пяти показателям.

Прежде всего проекты подразделяют на различные виды по преобладающему методу или виду деятельности. Они подразделяются на: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные и практико-ориентированные.

Исследовательские проекты полностью подчинены логике научного исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры. А именно:

- описание аргументации актуальности взятой для исследования темы;

- формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта;

- обозначение задач исследования в последовательности принятой логики;

определение методов исследования;

- источников информации;

- выбор методологии исследования;

- выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов;

- формулирование выводов и оформление результатов исследования;

- обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и т. п.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

Ролевые, игровые проекты особенность данных проектов заключается в том, что их структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом:

Практико-ориентированные (прикладные) проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т. е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

По второму признаку можно выделить следующие два типа: моно проекты и межпредметные проекты.

Моно проекты, как правило, проводятся в рамках одного предмета. Например: литературные, экологические, спортивные, исторические, музыкальные и др.

Но в дошкольной образовательной организации чаще планируются и реализовываются межпредметные проекты. Это либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общесадовые, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему. К примеру: «Мама, папа, я - спортивная семья» или «Неделя ПДД» и др.

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во второй половине дня, во время свободное от специально организованной образовательной деятельности.

По характеру контактов проекты бывают нескольких типов.

Внутренние или региональные (в пределах одной страны)

Это проекты, организуемые либо внутри одной образовательной организации, либо между детскими садами, группами внутри муниципалитета или региона. Или международные (участники проекта являются представителями разных стран)

По количеству участников проектов можно выделить проекты : индивидуальные; парные (между парами участников); групповые (между группами участников). В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать групповую деятельность участников проекта (как в группе воспитанников, так и в объединенной группе).

По продолжительности выполнения проекты бывают :

- краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы, которые могут быть разработаны на нескольких занятиях по программе одного предмета или как междисциплинарные;

- средней продолжительности (от недели до месяца);

- долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев). Как правило, работа над краткосрочными проектами проводится на занятиях по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то они чаще всего являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, а потому могут представлять собой программу проектов.

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих (например, одновременно практико-ориентированных и исследовательских). Каждый тип проекта характеризуется тем или иным видом координации, сроками исполнения, этапностью, количеством участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Этапы реализации детско-родительских проектов являются традиционными, особый интерес представляют особенности организации и сопровождения проектной деятельности детей и родителей педагогами ДОО. Д. В. Силютина и М. С. Рей в своем исследовании рассматривают следующие этапы взаимодействия с родителями:

Первый этап. Сбор информации – проведение опросов, анкетирование с целью изучения потребностей и запросов родителей. Собранная информация является основанием для планирования работы с родителями. Далее продумывается содержание формы работы с родителями.

На втором этапе необходимо заинтересовать родителей той работой, которую будут проводить педагоги ДОО. В процессе устанавливаются доброжелательные, доверительные отношения между педагогами ДОО и родителями, позволяющие эффективно сотрудничать в будущем.

Третий этап. Для того, чтобы убедить родителя в профессиональной компетентности педагога, необходимо формировать у родителей более полный образ ребенка (особенности общения со сверстниками, отношение ребенка к труду).

На четвертом этапе воспитатель поддерживает партнерские отношения с родителями. На данном этапе активная роль принадлежит родителям. Они рассказывают о положительных чертах ребенка, трудностях, тревогах. На этом этапе так же проводятся опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания.

На пятом этапе – планируется конкретное содержание работы с родителями, выбираются возможности и индивидуальные особенности педагогов (определяются формы сотрудничества отдельно для каждой возрастной группы, учитываются совместное исследование и формирование личности ребенка).

Основная задача педагогов – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Работа ведется в двух направлениях – индивидуально и коллективно.

Задача дошкольной образовательной организации – установление единства в воспитании детей, педагогическая поддержка родителей, изучение передового опыта семейного воспитания, знакомство родителей с жизнью и работой ДОО.

Список литературы:

1. Прищепа С. С. Партнёрство дошкольной организации и семьи. [Текст] / Под ред. С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Электронный ресурс: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

3. Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи [Текст] // Педагогическое мастерство : материалы III междунар. науч. конф— М. : Буки-Веди, 2013.- 41-42 с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е. С. Полат. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 45с.

5. Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Кондратьева О. А., Шумакова О. А. Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений : монография. – М. : Буки Веди, 2012. – 152 с.

6. Силютина Д. В., Рей М. С. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2011. С. 184-192

Публикации по теме:

Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников»Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников» Презентация опыта работы с родителями «Не разлучные друзья – взрослые и дети! или детско-родительские отношения как фактор психологического.

Фоторепортаж с награждения по итогам конкурса «Социальные проекты»Фоторепортаж с награждения по итогам конкурса «Социальные проекты» Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Хотела бы немного рассказать о главном увлечении в моей жизни это реализация социально-значимых.

Фотоотчет «Осенние проекты»Фотоотчет «Осенние проекты» Добрый день уважаемые коллеги!Хочу поделиться с вами, нашей работой с ребятами младшей группы. После успешной адаптации мы с малышами начали.

Фотоотчёт об участии в городском конкурсе «Семейные экологические проекты»Фотоотчёт об участии в городском конкурсе «Семейные экологические проекты» На основании приказа министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края было утверждено положение о проведении.

Фотоотчёт «Проекты учащихся «Моё лето» в 3 классеФотоотчёт «Проекты учащихся «Моё лето» в 3 классе Закончилось весёлое лето и ученики вернулись в школу. Мои ребята из 3 класса начали учебный год с защиты своих проектов "Моё лето". Перед.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Родительские уголки по безопасностиРодительские уголки по безопасности Безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. На этапе дошкольного детства одна из наиболее.

Родительские забавы на празднике осени! Сценарий осеннего развлеченияРодительские забавы на празднике осени! Сценарий осеннего развлечения В начале октября у нас прошло установочное родительское собрание, и помимо, обсуждения злободневных вопросов, так как у нас осуществлялся.

V международные Байкальские родительские чтения (опыт работы)V международные Байкальские родительские чтения (опыт работы) Совсем недавно,25-26 марта,я приняла участие на v международном Байкальском Родительском Чтение "Приобщение к региональной культуре в.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Детско-родительские проекты в ДОО»
Опубликовано: 10 марта 2021 в 22:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Детско-родительские проекты в ДОО»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Маяцкая (УИ 248990) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД