Анна Саватеева
Консультация для педагогов «Что такое «одаренность» и «одаренный ребенок»
▼ Скачать
Что такое «одаренность» и «одаренный ребенок»
Публикация «Консультация для педагогов „Что такое „одаренность“ и „одаренный ребенок“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
Обладание выдающимися способностями, навыками и умениями часто определяют как одаренность. Способности человека – это общее психологическое понятие. Известный советский психолог Б. М. Теплов предложил эмпирические признаки способностей, являющиеся фундаментом понятия «способность», применяемых специалистами: 1). способности – это особенности индивидуально-психологического характера, которые идентифицируют одного человека от другого; 2). особенности, связанные с успешностью выполнения одной или несколько видов деятельности; 3). способности, которые уже укоренены у человека, хотя и характеризуются быстротой и легкостью. Немаловажным фактором является мотивация и особенности личности, которые ведут к успешным результатам. Если человек трудолюбив и мотивирован, шансы на удачу увеличатся. А также советский психолог подчеркивал, что в деятельности, способность включает в себя легкость, скорость овладения навыками и умениями в той или иной деятельности.
Чем больше сформирована способность у человека, тем больше, легче и успешнее будет сделана работа по достижению результата.
Министерством образования РФ в 2003 году была разработана «Рабочая концепция одаренности» в рамках Федеральной целевой программы «Одаренные дети», соответственно этой концепции были даны характеристики к понятиям «одаренность» и «одаренный ребенок». По-нятие одаренности означает развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность – это довольно сложное психическое образование, в котором взаимодействуют друг с другом психофизиологические, познавательные, эмоционально – волевые, мотивационные, эмоциональные, и прочие сферы психики. Признаки (проявления) одаренности могут носить постоянный, либо временный характер, являться явными или в скрытой, в потенциальной форме, а также обнаруживаться с высоким уровнем развития общих или специальных способностей в различных сферах одаренностию Одаренность принято делить по типу предпочитаемой деятельности: акаде-мическую, интеллектуальную, лидерскую (организаторскую) художествен-ную, техническую, психомоторную (спортивную, и др. Существенным будет заметить, что одаренность индивидуальна и динамична. Индивидуальность одаренности нередко проявляется в различном темпе и разное время формирования сфер психики, к примеру, интеллектуальной, если сравнивать с личностной. Медлительность и плохая успешность не являются показателями отсутствия признаков одаренности у ребенка.
Существует сложная проблема, которая заключается в выявлении скрытой одаренности, а также определение внутренних психологических барьеров в развитии, и совершенствовании способностей личности ребенка Сложность обусловлена тем, что одаренность проявляется у человека только с продуктивной стороны, а процессуальная сторона реализации способностей ребенка или взрослого по каким-то причинам скрыта от наблюдения и оценки. Объяснение этому есть, потому что формирование и развитие способностей и психических процессов у человека осуществляется через освоение разнообразной деятельности – теоретиче-ской или практической, но направленной на предметный окружающий мир. В результате чего, эти способности и процессы предъявляются в спонтанной форме, «в материале» данной деятельности, а их настоящая природа, как процесса психического, остается латентным предметным содержанием («материалом») этой деятельности. Из-за этого методы диа-гностики, структурированные по принципу достижения результатов в определенной деятельности, выдают только уровень продуктивного харак-тера исследуемой способности, которая, дает возможность являться одаренным, но не заметна «в поле зрения» подобных методик.
Одаренность многогранна и довольно часто встречается художе-ственно –творческая одаренность, в том числе и изобразительная, которая представляет наибольший интерес в исследовании. В дошкольном возрасте изобразительная одаренность часто превалирует над остальными видами одаренности. Дети в этом возрасте создают много рисунков. Через свои работы дети передают свое эмоциональное состояние, мечты, желания. Рисуя, дети стараются подавить внутренние переживания. Изобразительная деятельность служит арттерапией для коррекции многих нарушений в детстве, а также входит в состав многих диагностических исследований. Те дети, у которых выявляются выдающиеся способности к изобразительному искусству, способны рисовать в будущем не только для собственного удовольствия, но и сделать это увлечение во взрослой жизни основным источником дохода.
Актуализация творческой природы психики в виде одаренности может быть реализована при условии природного и социального содержания, которое обеспечит выявление одаренности в форме задатков, способностей и склонности. Однако, может случиться и наоборот, когда эти условия способствуют созданию внутренних и внешних преград.
Принято различать одаренность по видовым категориям: интеллекту-альную – в познавательном развитии; изобразительную – в художественно – эстетическом развитии;. лидерскую (проявляется в социально – коммуникативном развитии); сценическую, литературно – поэтическую (проявляется в речевом развитии); сценическую, литературно – по-этическую (проявляется в речевом развитии); музыкальную, хореографическую, спортивно – организационную (проявляется в физическом развитии).
Выявляют критерии одаренности такие, как:
1. Виды деятельности и характеризующие их сферы психики.
2. Степень развития одаренности : актуальная и потенциальная.
3. Форма выявления: явная и скрытая одаренность.
4. Широта выявления в разных видах деятельности: общая (умственная) и специальная одаренность.
5. Возрастные особенности формирования: ранняя (вундеркинды) и поздняя одаренность.
Признаки одаренности – это те способности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уроках, наблюдениях за процессом их протекания. Различают два аспекта, определяющих поведение ребенка с признаками одаренности : мотивационный и инструментальный.
Инструментальный – способы, которые использует ребенок в деятельности, а мотивационный – отношение ребенка к его деятельности.
Выделяют признаки выявления одаренных детей :
1. Комплексный характер оценивания разных поведения и дея-тельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способно-стей;
2. Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3. Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые максимально соответствуют его склонностям и его интересам (включение в специально – организованные предметно – игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);
4. Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды».
5. Оценивание одаренного ребенка дополнительными специалистами в данной предметной области деятельности (музыкантов, художников и т. д.);
6. Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для индивидуальной траектории обучения).
7. Преимущественная опора на экологические валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации такие, как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, оценки педагогов и родителей.
Одаренность дошкольника построена на этапном процессе:
На первом этапе, при наступлении третьего года жизни ребенку при восприятии одного предмета применяется другой в качестве образца. В этом возрасте стремительно развивается предметно – манипулятивная деятельность.
Второй этап (когда ребенку уже 3 – 4 года характеризуется переходом от применения предэталонов к смелому использованию эталонов – средствами восприятия служат уже не предметы, а образцы свойств этих предметов, причем каждый имеет название. Например, дети начинают определять основные цвета: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, зеленый, как в свободной деятельности, так и во время проведения дидактических игр. Известно, что сенсорными эталонами формы являются геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.
На третьем этапе, когда ребенку исполняется 4 – 5 год жизни он приступает к систематизации. Педагог или родитель помогает ребенку со-ставлять последовательность цветов, узнавать цветовые оттенки.