Оксана Бартош
Консультация для педагогов «Конструктор Галины Васильевны Урадовских»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить педагогов с авторским конструктором Г. В. Урадовских
Конструирование художественных композиций возможно из определённых по виду конструктивных материалов. Как правило, для построения детьми художественных композиций используются природный материал и бумага. Также можно для детского конструирования использовать набор разных по форме, цвету, величине геометрических фигур, разработанный Галиной Урадовских специальный конструктор. Этот конструктор отличается от строительного материала (Кубиков, кирпичиков, призм и др.) тем, что его детали имеют определённый способ крепления между собой.
Публикация «Консультация для педагогов „Конструктор Галины Васильевны Урадовских“» размещена в разделах
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Художественное конструирование из бумаги и деталей авторского конструктора в значительной степени является синтетической деятельностью, которая более всего схожа с игрой, экспериментированием, аппликацией, художественным трудом и дизайнерской деятельностью детей, но в то же время отличается от них.
Бумага и детали авторского конструктора позволяют дошкольникам 3 – 7 лет создавать декоративно-силуэтные модели любого содержания, например: «Осень в лесу», «Зимние забавы».
Художественные композиции (декоративно-силуэтные модели) передают образ обобщённо, схематически и, одновременно, позволяют выделить в нём специфические особенности, выразительные характеристики изображаемого предмета (сказочного персонажа, животного, человека или неживого предмета).
Как правило, из деталей конструктора трудно или невозможно построить художественную композицию. Исключение составляет предлагаемый авторский конструктор.
Он, с одной стороны, отвечает всем требованиям, которые предъявляются к конструкторскому материалу для дошкольников. С другой стороны – обеспечивает интеграцию конструктивной изобразительной деятельности детей и позволяет развивать у детей художественное творчество внутри конструктивной деятельности.
Авторский конструктор состоит из деталей и «рабочих полей» (стационарных стендов).
Детали авторского конструктора – это сомасштабные геометрические фигуры, вырезанные из ткани. Детали (геометрические фигуры) разные по:
- форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал, полукруг, четверть круга);
- цвету (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый, чёрный, коричневый и их оттенки);
- величине (2х2 см, 4х4 см, 6х6 см, 8х8 см, 10х10см).
Количество деталей – по 20 (50) каждого вида. Они хранятся на открытых полках под стендами и систематизированы по цвету. Все детали одного цвета систематизированы по форме. Детали одной формы систематизированы по величине.
«Рабочие поля» - это фоновые поверхности больших по величине стационарных стендов (7 - 10 шт., обтянутые светлоокрашенной хлопчатобумажной тканью.
Крепление деталей к фоновой поверхности стендов обеспечивается ворсистой структурой ткани, незаметной на глаз. Детали просо выкладываются на фоновую поверхность.
Данный конструкторский материал легко сделать самостоятельно. Из хлопчатобумажной гладкоокрашенной ткани вырезаются геометрические фигуры, каждая из которых точно соответствует сенсорному эталону формы.
Дети конструируют декоративно-силуэтные композиции из разнообразных геометрических фигур на разноцветных поверхностях.
На первых порах обучения детей художественному конструированию фон (рабочая поверхность стендов, как средство изобразительной деятельности, выбирается детьми в случайном порядке. Постепенно дети переходят к осознанному выбору цвета фона рабочей поверхности и используют его для достижения большей выразительности художественной композиции в зависимости от замысла.
Действия моделирования декоративно-силуэтного изображения из геометрических фигур на стенде не являются трудоёмким для ребёнка. Он может быстро и самостоятельно сконструировать и опробовать различные варианты изображения предмета и его места расположения на плоскости стенда, разобрать или передвинуть.
Геометрические фигуры выступают не только как элементы строительного материала, но и как готовое изобразительное средство. Правильная геометрическая форма, лишённая частных признаков конкретных предметов, например кружок, с самого начала играет роль меры для всех предметов круглой формы, имеющихся в детском опыте ребёнка.
Детали данного конструктора – геометрические фигуры – «подсказывают» детям нужный способ действия; «контролируют» их работу; помогают обнаружить ошибки; ориентироваться в рамках своей деятельности; конструировать разнообразные композиции разной тематики.
В композиции дети включают изображения разных классов объектов и явлений действительности (игрушки, здания, транспорт, мебель, животные, человек, деревья, растения, явления живой и неживой природы).
Несмотря на то что дети конструируют художественные композиции, от ребёнка не требуется высокого уровня овладения изобразительными средствами и техническими приёмами. В процессе конструировании эти средства успешно осваиваются детьми и развиваются.