Анна Саватеева
Консультация для педагогов «Актуальность детской одаренности»
▼ Скачать
Консультация для педагогов «Актуальность детской одаренности»
Проблема развития детской одаренности привлекает внимание иссле-дователей уже много веков, но в последние годы рост интереса к ней приобрел характер устойчивой тенденции. Обусловлено это тем, что в наше современное время активно внедряются инновационные технологии во многие отрасли науки и производства. Следовательно, возрастает спрос на высококвалифицированных специалистов, которые не только могут использовать приобретенные у них знания, но и иметь творческий и нестандартный подход к решению той или иной поставленной перед ними, задачи. Наше общество нуждается в таких профессионалах высокого класса, которые бы смогли значительно улучшить качество жизни каждого человека в отдельности и всей страны в целом.
Публикация «Консультация для педагогов „Актуальность детской одаренности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
Одаренные дети – это наша гордость и достояние, которое необхо-димо беречь и развивать. Детская одаренность считается необычным и загадочным феноменом в природе, а ее раннее выявление и развитие у детей в наше время занимает одно из ведущих мест в совершенствовании системы образования. Многие труды научных исследователей посвящены теме выявления, наличия и предпосылок одаренности у детей. Учеными было доказано, что любой ребенок с момента рождения имеет большой потенциал и реализовать его можно при специально созданных условиях. Очень важно заметить способности и предпосылки одаренности, для того, чтобы помочь ребенку в будущем реализоваться как интеллектуально-творческой личности. Стоит отметить, что одаренные дети имеют особенности в развитии и в поведении, поэтому им необходима как педагогическая, так и психологическая поддержка.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) одной из приоритетных задач дошкольного образования определяет задачу поддержки и сохранения индивидуальных качеств дошкольника, развития и совершенствования его уже имеющихся и потенциальных творческих способностей как субъекта отношений с младшими, сверстниками, взрослыми людьми, миром и самим собой, а также развития эстетических качеств воспитанников.
В условиях модернизации российского образования становится акту-альным поиск оптимальных условий развития индивидуальности детей уже в период дошкольного возраста. Одним из эффективных инструментов в работе с одаренными детьми дошкольного возраста является инновационная стратегия наставничества, реализующая себя в создании индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) на ребенка с признаками одаренности в условиях дошкольной образовательной ор-ганизации.
Тема наставничества в образовании является одной из центральных в национальном проекте «Образование», направленного в первую очередь, на достижение национальной цели Российской Федерации: обеспечение возможности самореализации и развития талантов подрастающего поколения, а также в федеральном проекте «Успех каждого ребенка», сосредоточенного на работе по выявлению, поддержке и развитию способностей, талантов каждого ребенка. Необходимо также отметить, что усиливает и актуальность рассматриваемой темы наставничества знаменательное событие в наступившем году: в знак признания высочайшей общественной значимости профессии педагога и к 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики К. Д. Ушинского (1823–1871). Указом Президента России В. В. Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника.
В современной педагогической практике XXI века появились новые понятия (термины, связанные с новыми ролями, названиями профессий участников наставнической деятельности: куратор (от лат. «curator» – попечитель, тьютор (от англ. «tutor» – сопровождать, коуч (от англ. «coach» – тренировать, педагог – фасилитатор (от англ. «facilitator» – стимулировать, ментор (от англ. «mentor» – наставник, воспитатель, руководитель, медиатор (от лат. «medi tor» – посредник, энвайзер (от англ. «advisor» – советчик, помощник, консультант).
Тема значимости личности педагога-наставника и его роли в воспита-нии, развитии, обучении наставляемого, богато представлена в истории зарубежной и отечественной педагогики, философии образования. Слово «наставничество» произошло от древнерусского слова «настав» и означает «наставлять (показывать) дорогу, верный путь; вести, направлять, учить». Понятие «наставничество» как часть системы образования, воспитания и подготовки наследников российского престола было впервые введено императрицей Елизаветой Петровной в 1742 году. Среди наставников наследников российского императорского престола были Екатерина II, К. К. Мердер, В. А. Жуковский, М. М. Сперанский, И. И. Бецкой, Ф. С. Лагарп, Г. Г. Данилович, Ц. А. Кюн, Н. К. Гирс, Б. А. Перовский, К. П. Победоносцев, С. М. Соловьев, М. И. Ламздорф, В. Г. Кукольник, А. К. Шторх и др.
Например, Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852 гг.) – один из самых известных учителей царской семьи, стал чтецом сначала при императрице Марии Федоровне, а потом, благодаря сложившемуся приятному впечатлению о его знаниях, воспитании и обхождении, ему было предложено стать учителем русского языка для принцессы Шарлотты (впоследствии императрицы) Александры Федоровны, супруги Николая I. С 1826 года и на протяжении 15 лет он был наставником сына императора – Александра II. В. А. Жуковский специально составил программу обучения наследника и оказался не только хорошим учителем, дав обширные знания во многих областях, но и сформировал характер будущего императора, который вошел в историю под эпитетом Освободитель.
В наше современное время в работе по развитию одаренных детей, роль педагогического сопровождения чрезвычайна важна. Педагогическое сопровождение (если посмотреть в словарь В. И. Даля, то слово «сопровождение» может иметь несколько значений: «идти вместе», «следовать», «сопутствовать») – это целостная системно-организованная деятельность психолого-педагогического коллектива, в процессе которой, создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения, развития и воспитания одаренных дошкольников.
Исследователи А. В. Леонтович, Е. И. Щелбанова, В. С. Юркевич и др. наблюдали и изучали разнообразные теоретические и практические аспекты сопровождения одаренных дошкольников, в том числе их направления, виды, механизмы, способы и условия. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) на одаренного ребенка играет значи-тельную роль в педагогическом сопровождении одаренных детей, учитывающий их образовательные потребности и выдающиеся способности. Индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ребенка позволяет выявить скрытые способности и совершенствовать уже имеющиеся.
Понятие индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это построенная программа на основе совместной работы ребенка и педагога на определенных этапах обучения, которая соответсвует образовательными потребностями и возрастным, индивидуальными особенностями развития воспитанника, а также учитывает стандарт дошкольного образования. Само определение возникло сравнительно недавно в педагогической науке в середине 90-х до начала 2000-х гг, оно обозначало персональный путь компенсирования трудностей в развитии, обучении и осуществлении личностного потенциала ребенка ввиду его физических или психических отклонений, однако проблема организации ИОМ в образовательном пространстве получила освещение в работах таких ученых, как С. В. Воробьева, Н. Г. Зверевой, Н. А. Лабунской, В. В. Лоренц, В. В. Николиной, М. Л. Соколовой, А. П. Тряпициной. И с тех пор понятие индивидуального образовательного маршрута стало означать как индивидуальный путь ребенка с реализацией личностного ин-теллектуального, деятельностного, творческого, эмоционально – волевого, духовно – нравственного потенциала обучающегося в образовательном процессе, который должен соответстветствовать с его личностными предпочтениями и потребностями и социальном заказом общества. Проекты индивидуальных образовательных маршрутов сейчас широко используются в дошкольных образовательных организациях при работе как с детьми, которые имеют особенности в развитии, испытывающие трудности в обучении, так и с детьми с опережающими темпами в развитии, т. е. одаренными.
Родителей часто волнуют вопросы о том, какие достижения имеются у их детей, какая программа дополнительного образования больше подойдет и будет ли она интересна дошкольнику, почему ребенок отказывается заниматься той или иной деятельностью, каким образом помочь ребенку «найти себя» и состояться в будущем. Вследствие чего, возникает необходимость в пристальном изучении по выявлению, совершенствованию интеллектуально – творческих способностей одаренных детей.