Лучший педагог года Итоги 2024

Консультация для педагогов «Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Татьяна Атякшева
Консультация для педагогов «Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Школа — это новый и важный этап в жизни вчерашнего дошкольника и его родителей. В современной школе требования к первоклассникам очень высоки. Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе — умение читать. Но это неправильное мнение. На самом деле, обучением чтению нужно заканчивать работу по развитию навыков звукового анализа и синтеза, лежащих в основе обучения грамоте. Многие дети воспринимают слово целиком, как звукокомплекс. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии» Д. Б. Эльконин.

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте необходимо научить детей различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки из состава слова, членить слова на слоги, а слоги на звуки, объединять слоги и звуки в слове, определять последовательность звуков в слове, членить предложение на слова. На занятиях звуки, слоги, слова, буквы становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К. Д. Ушинский, опору на логическую способность ребенка, на умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти представления в общие понятия, находить между ними сходные и различные признаки, сливать их в одно общее суждение» (Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения). Как сделать, чтобы занятие было интересным, чтобы детям не было скучно, как приковать неустойчивое внимание к занятию и сделать обучение увлекательным, занимательным, интересным? Ведь интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. Для этого с детьми надо на занятиях играть.

Игра — один из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность детей, на их эмоциональную сферу. Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки. Интерес к обучению в значительной степени повышает прочность знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, памяти и других процессов. Исходя из игровой задачи, дети осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Дети должны быть подготовлены к игре. Игра должна быть доступной, условия понятные, простые, не многоступенчатые. Педагог направляет и корректирует игру на всем ее протяжении. Эмоциональность воспитателя, заинтересованность его в результатах игры, определяют эффективность проведения игры. Во время игры, педагог может подбирать более сложный и более легкий материал для слабых и сильных детей, осуществляя индивидуальный подход. Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой, с тем, чтобы дети чувствовали равноценность своего участия. По мере усвоения той или иной игры, ее можно многократно повторять, увеличивая количество заданий, меняя словарный материал или вводя новые правила. Так, например, при проведении игры «Разноцветные домики», дети сначала дифференцируют гласные и согласные звуки, позже — твердые и мягкие согласные, затем глухие и звонкие согласные. При проведении игры «Магазин» меняются чеки-схемы (от простых к более сложным). Большую роль играет дух соперничества. Можно предложить более сильным детям помочь более слабым. И, как обязательное условие, выявление победителей, подведение итогов, награждение команды победителя. Предлагаемые игры построены с постепенным усложнением игровых и учебных задач. Обучение звуковому анализу и синтезу строится в определённой последовательности:

Определение наличия или отсутствия звука в слове

Определение первого звука в слове и подбор слов на заданный звук Определение последнего звука в слове

Определение любой позиции звука в слове

Определение количества звуков в слове, их последовательность Определение количества слогов в слове. Синтез звуков и слогов в слове Полный звуко-слоговой анализ слов.

Несколько дидактических игр, которые можно включить в занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной группах:

• «Где спрятался звук?». Цель — развитие умения устанавливать место звука в слове. У воспитателя — набор предметных картинок, а у детей — карточка, разделённая на три квадрата, в каждом из которых изображено место звука в слове.

• «Узнай звук». Цель — развитие умений находить слова с изучаемым звуком. Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши в том случае, если прозвучало слово с изучаемым звуком.

• «Выдели звук». Цель — развитие умений выделять первый звук в слове. Воспитатель загадывает загадку, а ребёнок произносит слово и выделяет первый звук.

• «Исправь ошибку». Цель — развитие умения ставить в словах ударение. Произносятся слова с неправильной и правильной постановкой ударения, а ребёнок внимательно слушает и исправляет ошибку, если она есть.

• «Чудесный мешочек». Цель — развитие умений делить слова на слоги. Дети по порядку выходят, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам, и дети называют количество слогов в слове.

• «Купи игрушку». Цель — развитие умения определять количество слогов в слове. Воспитатель раскладывает на столе игрушки и предлагает детям «купить» те из них, в названиях которых 2 слога или 3 слога.

• «Молчанка». Цель — развитие умения определять количество слогов в слове. Воспитатель называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

• «Слог — шаг». Цель — развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. Ребёнок должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и чётко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.

Публикации по теме:

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамотеКонспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте Занятие 1. Буква АЗадачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки на слух, произносить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 февраля 2025 в 17:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Атякшева (УИ 557194) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД