Наталья Александровна Яхнович
Консультация для педагогов «Технология деятельностного подхода как фактор, повышающий качество математического образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология деятельностного подхода как фактор, повышающий качество математического образования
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали маленький философ.
Но только он подрос, как начали ему,
Преподносить ответы без вопросов
И с этих пор он больше никому,
Не задавал вопросов «Почему?».
С. Я. Маршак.
Многие считают, что главное при подготовке детей к школе это познакомить ребенка с цифрами,научить его писать считать, складывать и вычитать. Однако эти умения не долго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два).В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он заранее не был научен элементам школьной программы. Не случайно в последнее время проводится собеседование с детьми поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического характера.
Публикация «Консультация для педагогов „Технология деятельностного подхода как фактор, повышающий качество математического образования“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Однако не следует думать,что развитое логическое мышление, это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Развитию логического мышления способствуют логические игры математического содержания. Такие игры воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску,желание и умение учиться. Это дидактические игры (настольно-печатные).Роль таких игр- научить детей выполнять поставленную задачу, действовать по правилам,стремиться к результатам, играть самостоятельно или со сверстниками. Игры на развитие пространственного воображения (например игры со строительным материалом).Игры со счетными палочками. Во время этих игр можно представления ребенка форме, количестве, цвете. Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок стихов, потешек, считалок,подходящих по тематике. Словесные игры: Загадки на развитие воображения (в том числе по ТРИЗ технологии (Явился в желтой шубке,прощайте две скорлупки)Задачки-стишки (по методике Е. В. Кузнецовой – В снег упал Сережка,а за ним Алешка,а за ним Иринка, а за ней Маринка, а затем упал Игнат, сколько на снегу ребят) Пальчиковые игры, которые активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику. И конечно развивающие игры. К данным играм относятся те, которые имеют несколько уровней сложности, многообразные в применении. Например авторские методики «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кьюзенера».
Блоки Дьенеша позволяют:
1. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
2. Развивать пространственные представления.
3. Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
4. Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
5. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их сходствам,объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
6. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
7. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
8. Развивать творческие способность, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
9. Развивать речь.
10. Успешно овладеть основами математики и информатики.
Логический материал представляет собой набор из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся четыремя свойствами:
1. Формой-круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.
2. Цветом-красные, желтые, синие.
3. Размером- большие и маленькие.
4. Толщиной- толстые и тонкие.
В наборе нет даже двух одинаковых по всем свойствам фигур.
12 кругов-6 больших,6 маленьких, 12 квадратов-6-больших и 6-маленьких,12 прямоугольников -6 больших,6-маленьких,
12 треугольников 6-больших. 6-маленьких. Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5+5 см, на которых условно обозначены свойства блоков и карточки с отрицанием. Цвет обозначается пятном, форма- контур фигур, величина- силуэт домика, толщина-условное изображение человеческой фигуры (толстый, тонкий).
Следующая игра «Домино» .В этой игре могут участвовать до 4х человек. Каждый игрок делает ход по очереди. Например:
1Фигурами другого цвета.
2. Фигурами одного цвета, но другого размера, или того же размера но другой формы.
3. Фигурами другого цвета и формы (цвета и размера,размера и толщины).
4 Ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
Выигрывает тот у кого быстрее кончатся фигуры.
Игра «Раздели фигуры» имеет тоже несколько вариантов,постепенно усложняясь. Например: Раздели фигуры так, чтобы
У мишки оказались все треугольные фигуры,ау зайки все большие.
Мишке достались все маленькие,а Зайке все прямоугольные.
У мишки оказались не круглые,а у зайки все желтые.
Наиболее трудный вариант «Раздели фигуры» .Разделить фигуры межу Буратино, Чебурашкой,и Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры,у Чебурашки-все желтые,у Незнайки все большие. В результате : круглые, желтые, большие фигуры подходят всем персонажам, а большие, некруглые, не желтые оказались ничьими.
Предлагаются такие игры «Кто быстрее соберёт блоки», «Поручения», «На свое место». Например: «Кто быстрее соберет все красные блоки» .В последующих играх рекомендуется усложнить задачу и развивать умение выявлять свойства блоков по слову без опоры на наглядность. Блоки убирают в коробку или прикрывают салфеткой. Дети выбирают блоки по слову ведущего. В последующем дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства.
Понадобятся карточки, где обозначенное свойство будет перечеркнуто двумя линиями. Например в игре «Помоги Незнайке» требуется перевести в слова то,что означает карточка,научить Незнайку по – разному рассказать о блоке. О желтом прямоугольном блоке можно сказать,что он не красный и не синий, по форме некруглый, не треугольный, толстый, большой. Последующая работа направлена на освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами. Это игры «На свою веточку», «Кто хозяин», «Найди выход». Разложить блоки в соответствии с указанными свойствами. Разобраться где должны висеть неквадратные и красные, желтые и треугольные блоки…
В последующем возможно использование более сложных игр, где формируется умение оперировать сразу тремя свойствами. Вариантом логических игр являются игры с обручами. При подготовке детей к подобным играм,надо формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Ведущий кладет обруч на пол. Показывает что внутри круга, что вне обруча. Например: Внутри обруча –все красные блоки,а вне круга-все остальные.
-Какие блоки лежат внутри?
-Какие вне обруча?
Игра с двумя обручами. Они пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-то встать внутри синего обруча, внутри обоих обручей, Внутри синего,но вне красного,вне синего и красного обручей. Внутри красного обруча, вне красного обруча, внутри красного, но вне синего. Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного –Все красные. На первых порах вызывает затруднение куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. Затем дети отвечают на вопросы:
-Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
-Внутри синего,но вне красного?
-Внутри красного, но вне синего?
-Вне обоих обручей.
Следует подчеркнуть,что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств- формы и цвета. Далее игра усложняется,берётся три обруча. В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на 8 классов с помощью трёх свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).
Внедрение в образовательный процесс Палочек Кьюзенера также является фактором повышающим качество математического образования детей дошкольного возраста.
Таким образом, использование современных образовательных технологий «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кьюзенера»
Стимулируют развитие творческого воображения, воспитывают настойчивость,волю, усидчивость, целеустремленность, способствуют формированию логического,математического мышления.