Олеся Минина
Влияние индивидуально-дифференцированного подхода в процессе образовательной деятельности на здоровье воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:воспитатель 1-ой кат. ДОУ№4 г. Кричева Минина Олеся Павловна
Консультация для педагогов<<Влияние индивидуально-дифференцированного подхода в процессе образовательной деятельности на здоровье воспитанников>>
«Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны» В. А. Сухомлинский.
Публикация «Влияние индивидуально-дифференцированного подхода в процессе образовательной деятельности на здоровье воспитанников» размещена в разделах
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического, интеллектуального, нравственного и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к детям в условиях учреждения дошкольного образования поможет укрепить их здоровье, снизить заболеваемость, создать условия для индивидуального темпа развития каждого ребенка. От состояния здоровья детей зависит их восприятие окружающего мира, умственное развитие, прочность знаний, отношение к людям, вера в себя и свои силы. Поэтому,организуя образовательный процесс,педагог должен учитывать здоровье воспитанников, их индивидуальные особенности, создать необходимые условия для реализации данных задач.
Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Дифференциация в современном понимании — это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.
Сущность дифференцированного подхода заключается в организации образовательного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. Такой подход позволяет разделить детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной образовательной задачи.
Во время образовательного процесса необходимо придерживаться следующих правил:
• осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей;
• предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование интеллектуальной и практической (игровой) деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, оказание дозированной помощи, интересный дидактический материал и т. д.);
• в процессе организованной деятельности следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и сформировать необходимые навыки;
• в системе индивидуальных мероприятий необходимо предусмотреть проведение занятий, обеспечивающих подготовку детей к усвоению различных разделов образовательных программ, а также обогащения их знаний об окружающем мире;
• во время работы с детьми педагог должен проявлять особый такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и деликатно помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности
Заинтересованность педагога в создании оптимальных условий для выявления задатков и максимального развития способностей всех детей приводит к необходимости дифференциации образовательного процесса.
Индивидуальный подход в образовательной деятельности — педагогический принцип, согласно которому в работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка, основанное на знании его личности и условий жизни.
Каждый ребенок имеет индивидуальные черты. Знание индивидуальных особенностей каждого дошкольника помогает педагогу найти наиболее целесообразный подход к нему.
При осуществлении индивидуального подхода учитываются : первичное нарушение, которое влияет на физическое и психическое развитие ребенка; состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы; возрастные и индивидуальные особенности детей; создание усло-вий для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей, возможностей; особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); тип темперамента.
Индивидуальный подход позволяет учитывать особенности каждого ребенка и вести индивидуальную последовательную работу с ним.
Что касается дифференцированного подхода,то в процессе организованной деятельности не следует забывать о некоторых правилах:
Более “слабым”,замкнутым, нерешительным детям:
1. Давать более простые задания.
2. Спрашивать их не первыми, а то, что они лучше знают, и постепенно переходить к новому более трудному материалу, или на повторе ответа.
3. Задавать наводящий вопрос.
4. Использовать напоминание.
5. Давать время на ответ, не торопить с ответом, не прерывать.
Следует педагогу помнить и об” активных”, с высоким уровнем развития:
1. Не спрашивать всегда только их.
2. Привлекать их к исправлению и уточнению ответов других детей.
3. Подбирать им более сложные задания.
4. Предъявлять к ответам детей повышенные требования.
Вот общие требования, которые педагог может применять ко всем детям на занятии:
1. Продумать посадку детей (с учетом особенностей физического и психического развития и поведения). Двое легковозбудимых детей, сидящих рядом, могут мешать не только друг другу, но и всем остальным. Если же рядом с легко отвлекающимся ребёнком находится спокойный, уравновешенный сверстник, то и первый малыш ведёт себя более организованно.
2. Щедро поощрять. Робкого ребёнка следует похвалить за старание. Если же малыш упрямится и не хочет выполнять указания воспитателя, просьбу- его внимание лучше переключить на другой объект. Дети очень чувствительны к оценке со стороны взрослого. В ходе занятия всегда должна присутствовать оценка деятельности индивидуально : «правильно провёл линию, хорошо ответил на вопрос».
3. Сравнивать результаты ребенка с его собственными достижениями, а не относительно других детей. Так если малыш затрудняется держать правильно карандаш, то ему воспитатель помогает удержать предмет и водит его рукой, а не ставит в пример других детей.
4. 4. Развивать инициативу и самостоятельность. Всегда видно, кто из малышей более активен, а кто подолгу занят однообразной деятельностью. Задача воспитателя выбрать ту или иную игрушку, поиграть вместе, ввести ребёнка в группу играющих детей, предложить роль в игре, создавая тем самым доброжелательную обстановку.
5. 5. Формировать умение воспитанников контролировать себя. Одобрение взрослым положительных поступков и неодобрение негативных, позволяют малышам понять, как можно поступать, а как нельзя. В каждом конкретном случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребёнка, старается разобраться, выяснить причину конфликта.
6. «Не вешать» на детей ярлыки, типа «он у нас такой», «а он ничего не знает» и т. д.
7. 7. Прерывать попытки детей высмеивать ответы других.
8.. Формировать умение правильно оценивать действия и результаты свои и товарищей.
9. Привлекать детей радоваться успехам сверстников.
Таким образом,подытожив всё вышесказанное, легко сделать вывод:индивидуально-дифференцированный подход в процессе образовательной деятельности является необходимым условием для полноценного развития ребенка,адаптации его в окружающем мире и здоровья в целом и даёт положительный результат только в том случае, если он осуществляется в определённой последовательности и системе, как непрерывный, чётко организованный процесс.