Альфия Серебренникова
Консультация для начинающих логопедов на основе опыта работы «Почему ребёнок не говорит?»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему ребёнок не говорит?
Итак, с причиной "молчания" определились, исключили тяжёлую нейроорганическую патологию, результатом которой явилась сенсорная, сенсомоторная алалия, расстройство аутистического спектра, исключили тугоухость. "Что делать, если вышеперечисленные диагнозы подтвердились?" - тема отдельных публикаций. В любом случае наша помощь данным детям необходима, но работать нужно вкупе с медиками: неврологами, психиатрами, отолорингологами.
Публикация «Консультация для начинающих логопедов на основе опыта работы „Почему ребёнок не говорит?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Наши дальнейшие действия, как логопеда:
В своей работе используем всевозможные пути стимуляции речи, не на все ребёнок может откликнуться, поэтому нужно обзавестись терпением и научить родителей, что запуск речи - процесс длительный.
Во-первых, необходимо создать среду, в которой ребёнок вынужден общаться. В идеале - это детский коллектив. Я всем своим детишкам рекомендую детский сад: хоть частный, хоть детскую студию или кратковременную группу, где малыш пусть несколько часов, но будет общаться с "себе подобными".
Ещё один факт в пользу идеи коллектива для алаликов. Моё постоянное место работы - дом ребёнка. Основная масса детей при поступлении имеют различные нарушения речи (если поступают в возрасте старше 1 года, есть и алалики. У части детей наблюдается мутизм после психотравмы. Каких-то особых методов заведения речи я с ними не использую: артикуляционная гимнастика (которая в коллективе выполняется большей частью по подражанию своим умелым сверстникам и удовольствие от неё больше, логоритмика (а вместе с ней музыкальные занятия, постоянное пропевание песен с детьми в группе). Конечно, если есть препятствия для речи в артикуляционном аппарате, массаж логопедический провожу с зондами и без, но массаж - не главное в запуске речи. Через 3-6 месяцев детей не узнать! Поступив с ОНР 1 степени, они за менее чем через год уже имеют 2 или 3 степень ОНР, некоторых детишек с мутизмом выводим на норму в речевом развитии. Большую роль, конечно, играют ежедневные общеразвивающие занятия с детьми, которые поступают в дом ребёнка педагогически запущенные.
В домашних условиях рекомендую родителям создавать прецеденты, в которых ребёнок должен "оречевлять" свою просьбу. Конечно, не доводя до абсурда: ребёнок уже бьётся в истерике, а мама не даёт ему любимую игрушку, пока тот чётко не назовёт эту игрушку. Радоваться любому, похожему на слово звуку. Малыш должен себя услышать, свой голос, понять его значимость.
Во-вторых, если у ребёнка нет речи, но он её хорошо понимает, даже при наличии звукоподражания и первых упрощённых слов для повторения даём образцы упрощённых слов, но при этом обязательно называем и правильную форму. Например: Это утя, уточка, дай утю, уточку, давай вместе скажем: У-тя. Как только ребёнок сам произносит новое (упрощённое) слово, исключаем упрощённый вариант из своей речи.
Основная форма занятия по запуску речи - сюжетная игра. Заготовить нужно несколько различных игр, чтобы постоянно держать детей на интересе. Обыгрываем привычные бытовые ситуации. У каждого - например, по кукле. Каждому - свой набор мебели, одежды, посуды. Можно использовать настоящую мебель и посуду. Можно обыгрывать сказочные сюжеты.
Для повторения в совместной сюжетной игре даём образец короткой фразы, состоящей из одно-двусложных слов. Так же, общаясь с ребёнком в обыденной жизни, стараемся упростить обращённую к ребёнку речь.
Например: Ешь, хрюша! Киса, иди! Иди сюда. Пей, киса! Миша, спи! Бай-бай! Надо кашу? Попроси: дай или надо! Это чья рука? твоя (пауза) Скажи: моя рука. Пей чай, папа! Это - ванна, будем купаться, иди в ванну. Вот- вода, скажи - вода. А это- мыло, надо мыло? (пауза) Я мою Ваню, А ты, Ваня, кого моешь? Я мою куклу (отвечаем за ребёнка). Задавая ребёнку образец, провоцируя его на повторение, делаем паузы, ожидая ответа, если не дождались - отвечаем за ребёнка. Дикция при работе с неговорящими детьми должна быть безупречная, темп речи средний.
На первых занятиях ребёнок может не повторить за Вами ничего. Нужно минимум два занятия, чтобы начать получать ответную реакцию ребёнка.
Дети легко усваивают указательные частицы: вот, там, тут.
У Светланы Большаковой есть книга "Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей", где расписан план усвоения детьми слоговой структуры слова и в качестве примеров дан речевой материал. У этого же автора есть картинный материал, карточки представлены от слов первого класса и выше.
Кроме методики Большаковой, в своей работе я использую авторское пособие логопеда Юлии Орловой, выпускающей свою продукцию под логотипом "Болтушка". Материал представляет собой деревянные крошечные фигурки в количестве 100 штук. Пособие называется "Первоклассные слова".
Пока не нашла такое замечательное пособие, пользовалась мелкими предметами из киндер-сюрпризов, рылась в магазинах сети Фикс-прайс в поисках материального воплощения "первоклассных" слов.
Фигурки я закапываю в таз песка, гороха, щепок. Дети подолгу роются в тазу, достают фигурки. Также использую в сюжетных играх мелкую мебель, посуду, домики, мелкие овощи и фрукты, грибочки и т. д. Мелкие - чтобы попутно тренировать пинцетный захват, ловкость движений пальцами, крупа - обогащает тактильные ощущения, перебирание крупы действует, как релаксация на некоторых детей. В конце занятия в качестве награды можно предложить в том же тазу откопать сюрприз - конфетку. Можно попробовать доставать фигурки босыми ногами. Можно доставать только съедобные предметы, сладкие или только фрукты.
Вообще, когда речи нет, тактильные ощущения начинают играть особенную роль. Очень хорошо действуют, как стимулы для общения, игры с водой, с песком.
В-третьих, параллельно ведётся работа над формированием пространственного мышления. Прячем в комнате предметы и по инструкции ребёнок ищет их, отрабатываем предлоги, наречия. Попутно запоминаем сенсорные понятия. Например: один сюрприз спрятался под красной круглой чашкой, а другой - под жёлтой высокой посудой, а третий - под квадратной деревянной крышкой и т. д.
Для развития пространственных представлений в коробке из-под сапог можно соорудить целый город, где дорожки будут из настоящего песка, трава - настоящая, деревья - ветки, пруд - таз с водой.
Попутно можно озвучить: как дует ветер, как шумит трава, как сыпется песок, как льётся вода, как летят жуки, как прыгают зайцы и т. п.
Для "оречевления" используем различные материал. При этом вырабатываем у ребёнка терпение (или по Большаковой: формируем очерёдность в деятельности). Например: бросаем пуговицы в воду по очереди с возгласами "плюх! упала! утонула!", а потом по очерёдности вылавливаем, также сопровождая короткими возгласами: "я поймала!". Или игра с компостером "бабочка": по очерёдности сажаем "бабочку" на цветок со звуком"чик-чик!", или "села!", или "вот бабочка!" Можно лопать пузыри на спец. упаковке со звуком "оп!" или "щёлк!"
Обязательно в занятия нужно вставить логоритмику. Можно обыграть приход персонажей для сюжетной игры под музыку. Музыки очень много, можно брать детские песенки или инструментал. Неговорящий ребёнок не сможет подпевать, но он будет подавать звуки, голосить, даже просто слушать и шагать на первых порах. Обычно детям нравятся движения под музыку. Повторяем движения уже с персонажем в руках. Подходим с персонажем к пианино (или другому инструменту, у каждого персонажа - своя клавиша (или свой инструмент, своя высота звучания голоса. Побуждаю детей играть и петь голосами персонажей.
Одно из упражнений логоритмики: вышагиваем слова. Напоминает пионерские речёвки. Под бодрый марш, с какой-нибудь хлопушкой в руке (маракасом, шагаем вместе с ребёнком (можно и маму задействовать, выкрикиваем при этом слова: двух-трёхсложные. Можно отпрыгивать слова через палки, через лежащие на полу обручи.
Выполняем музыкальные упражнения и без слов, например: отбиваем ритм. Предлагаю детям на магнитной доске выложить 3 или 4 (по моей просьбе) кружочка. Это нотки. Можно нарисовать полосы, кружочки и т. д. одну нотку делаем больше (длиннее) других - это сильная доля. Далее под специальную музыку (песенки или инструментал с соответствующим ритмом) отбиваем ритм на любом инструменте, на доске (стучим по нарисованным ноткам, можно присоединить движения ногами и руками, например - ходьба вперёд-назад-налево-направо по команде педагога, последний шаг соответствует сильной доле и он отстукивается сильнее. Когда ребёнок начнёт попадать в ритм (а это случится не на первом и даже не на втором занятии, подключаем голос.
Работа над формированием слоговой структуры слова (слова первого класса) ведётся параллельно с автоматизацией счёта. В идеале - до 5-ти, но для детей 2 лет можно и до 3-х. У меня есть ритуал: входя и выходя из кабинета дети проходят первое испытание - лесенку (выложенные на полу пластины с цифрами или точками). Входим: счёт прямой, выходим: обратный.
Выпущено много пособий разных авторов по логоритмике с конспектами занятий для разных возрастных групп. Широко известны книги М. Ю. Картушиной.
Опыт показал, что активнее всего дети ведут себя на групповых логоритмических занятиях.
Ещё один метод, который подтвердил свою эффективность - метод мануального сопровождения (у Большаковой С. Е.) или фонетическая ритмика (у Томилиной С. М.). Я называю его - "язык тела". суть его: определённые движения рук соответствуют одной из 6 гласных. Произносим слово по слогам, на каждый слог разводим руками (это по Томилиной С. М.). Для детей 2-3 лет я согласные не беру. Только гласные, закрытый слог - рука в кулак. Первое время дети отчаянно сопротивляются, тогда работаем руками ребёнка.
Дома родителям следует делать то же самое. Я прошу родителей периодически приходить на занятия и снимать видео. Обязательно снимаем первые занятия, чтобы прослеживалась разница в развитии ребёнка. Плюс - показ видео с занятий ребёнку также является неплохим стимулом для активной речи.
В завершении темы, хочется выделить ещё один труд Большаковой С. Е., выпуска 2019 года под названием "Алалия: Работа на начальном этапе". Он рассчитан на детей с 4 лет с тяжёлыми формами алалии, но сохранённым интеллектом. В книге представлено всестороннее воздействие на ребёнка, подробно описаны приёмы. Там же представлен и метод мануального сопровождения. Некоторые из этих приёмов можно использовать и с малышами 2-3 лет.