Валерия Фокина
Консультация для начинающих логопедов «Структура нарушений при ОНР и ФФНР»
▼ Скачать +Заказ
Консультация для начинающих логопедов
Возрастные и индивидуальные особенности развития детей
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речи, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Для всех детей с ОНР характерно нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя, нарушения связной речи.
Публикация «Консультация для начинающих логопедов „Структура нарушений при ОНР и ФФНР“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
II уровень ОНР - различаются некоторые грамматические формы и морфологические элементы языка. Значительно отстает от нормы; не знает названия основных цветов, форм размеров, частей предметов; ограничен словарь действий и признаков; отсутствует навык словообразования и словотворчества, не сформирован; попытки формирований чаще всего неудачны; смешение падежных форм, употребление существ. В. и П., а глаголов в инфинитиве; отсутствие согласований (прилагательное + существительное; числительное + существ.); пропуск предлогов, замена сложных предлогов простыми; ошибки в употреблении форм числа, рода глаголов, в изменении имен существ, по числам, значительно отстает от нормы; многочисленные искажения, замены и смешения звуков; нарушено произношения мягких и твердых, звонких и глухих, шипящих, свистящих, аффрикат; проявляются диссоциации между произношением изолированного звука и употреблением его в спонтанной речи. Грубо нарушена слоговая структура и звуконаполняемость слов; сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении гласных. Не определяет позицию звука в слове; не может выбрать картинки с заданным словом, не выделяет звук из ряда других; к звуковому анализу и синтезу не готов.
III уровень ОНР – понимание речи приближается к норме; затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении лексико-грамматических структур, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные связи и отношения. Словарь - значительно возрастает, пользуется всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества. Дети правильно употребляют простые грамматические формы, не допускают ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных; пропускают и заменяют предлоги; ошибки в ударениях и падежных окончаниях. 3-й уровень - улучшается, но могут оставаться все виды нарушений; характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному и замены групп звуков более простыми по артикуляции, нарушений меньше; в наиболее трудных случаях ошибки и искажения остаются те же, что и у детей 2-го уровня, особенно страдает звуконаполняемость слов. Не достаточно развиты фонематическое восприятие и фонематический слух; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.
Большая часть детей с нарушениями речи имеет заключение стертая дизартрия.
Стертая дизартрия - это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. При дизартрии наблюдается синдромы артикуляторных расстройств, нарушений речевого дыхания и голоса. Для детей со стертой дизартрией характерна моторная неловкость, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики, и, как следствие, позднее овладевание навыками самообслуживания; паретичность мышц органов артикуляции (лицо гипомимично, мимическая мускулатура твердая или напряженная); могут быть гиперкинезы (дрожания, тремор языка и голосовых связок, гиперсаливация (повышенное слюноотделение, девиация (отклонение языка от срединной линии, слабость речевого выдоха, изменения голоса, нарушения тембра речи. Поэтому в задачи коррекционной работы должны входить развитие общей моторики и мелкой моторики пальцев рук, развитие артикуляционной моторики, развитие темпо-ритма, физиологического и речевого дыхания.
Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья - создание условий для всестороннего развития ребенка в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Характеристика особенностей в протекании высших психических функций у детей с ФФН:
1. Внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
2. Объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
3. Отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т. д.
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
1. Поведение может быть нестабильным, с частой сменой на строения;
2. Могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т. к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
3. Возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
4. В ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.