Приложение МААМ

Консультация для музыкального руководителя «Слушание звуков и музыки»

Надежда Запасная
Консультация для музыкального руководителя «Слушание звуков и музыки»
▼ Скачать + Заказать документы

ВИДЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ

ДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слушание звуков и музыки.

У всех детей с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения импрессивной речи. Поэтому важно на музыкальных занятиях развивать понимание обращенной речи (в полном объеме, на бытовом уровне, в пределах ситуации, воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера, желание слушать ее, замечать изменения в звучании, привлекать внимание к ее содержанию, развивать умение вслушиваться в нее.

Публикация «Консультация для музыкального руководителя „Слушание звуков и музыки“» размещена в разделах

Учить детей слушать спокойные, ласковые и веселые песни и пьесы различ-ного характера (контрастные, понимать и говорить, о чем поется в песне, о чем исполняемая пьеса.

Развивать умение различать и узнавать контрастные по настроению отдельные произведения, запоминать их (песни и пьесы, узнавать.

Обучить различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учить прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом.

Закреплять умение слушать музыку в исполнении старших.

Развитие фонематического слуха

на неречевых звуках

У всех детей с общим недоразвитием речи отчетливо выявляются за-труднения в различении звуков, воспроизведении слоговых структур. Преодоление элизии, персеверации, итерации, антиципатии, перестановки звуков, слогов, контаминации, парафазии, начинаются с формирования сенсорных способностей детей, что и происходит на занятиях музыкального руководителя, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя. Именно совместная работа специалистов по развитию фонематического слуха на неречевых звуках, а потом и речевых, поможет учителю-логопеду научить ребенка преодолевать затруднения в воспроизведении слоговых структур.

Учить детей различать природные звуки, неречевые (скрип двери, тиканье часов, и т. д.). При обучении важно учитывать, что изолированному слуховому восприятию неречевых звуков должно предшествовать обучение восприятию звуков с опорой на зрение и слух.

«На чем играл Мишутка?» Учить детей различать тембр звучания 8 детских музыкальных инструментов (игрушеек) : дудочки, барабана, губной гармошки, погремушки, бубна, колокольчика, металлофона, треугольника. Научить узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоминать его название. Предложить выполнение действий с музыкальными игрушками («Подуди в дудку». Понятия один - много, задание: Подуди в дудку много раз (один раз).

Приучать различать высокое и низкое звучание колокольчиков, регистров фортепиано, разный ритм («Великан и лилипутик», «Птица и птенчики»)

Различать звуки, разные по высоте. Развивать умение отмечать хлопками (и в движении) тихое и громкое; высокое и низкое звучание («Тихие и громкие звоночки», «Игра с колокольчиками») Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводить понятия: тихо - громко, учить дифференцировать звуки по силе.

Передавать высокие и низкие интонации «Чей домик?»

Вызывать интерес к движущимся, забавным озвученным игрушкам (клюющие птички, пляшущие куклы, заяц-барабанщик, шагающий утенок и т. д., желание наблюдать за их движением, прислушиваться в издаваемым звукам, присматриваться к действиями взрослого, эмоционально реагировать на занимательность звуковых игровых ситуаций.

Обучать восприятию и воспроизведению разнообразых неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, подпрыгивание и т. д.)

Учить сравнивать ритмы. Сравнение ритмов: !;. Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами. Воспроизведение определенного ритма по образцу музыкального руководителя, по заданному рисунку.

Развивать слуховое внимание, и другие психические процессы в игровой форме.

Подпевание и пение.

У детей с ОНР отмечаются нарушения сенсомоторного уровня речи, страдает общее звучание речи. Это проявляется в снижении разборчивости речи: речь смазанная, нарушенная, невнятная, малопонятная для окружающих; темпе: быстрый или замедленный, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание (разная степень, форма). У большинства детей с ОНР прослеживается дисритмия, ритм - растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов. Дыхание, у всех детей с нарушениями речи, может быть: затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное, ключичное, нижнее диафрагмальное, ротовой выдох, у речевиков, не сформирован; носовое дыхание может быть затруднено, и даже отсутствовать, при фонации выдох, в основном, ротовой, сме-шанный. Голос у детей с речевыми патологиями бывает: тихий, слабый, неполетный, маломодулированный, монотонный, наблюдается отклонение тембра (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий, с наличием носового оттенка. Поэтому, для всех детей с ОНР важны занятия профессионального музыкального руководителя, который будет формировать у логопатов певческие интонации, протяжность звучания гласных звуков, навыки чистого интонирования несложных песен, коллективного пения.

Развивать правильное дыхание (выдох).

Учить четко артикулировать гласные звуки - изолированно, в звукосочетаниях, словах, произносить их долго и плавно на одном длительном выдохе.

Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях. Вызвать междометия.

Развивать умение подпевать окончания музыкальных фраз, повторяющиеся слова песен в сопровождении голоса взрослого и инструмента.

Развивать имитационную способность, формировать умения отраженному воспроизведению слогового контура в музыкальных произведениях : «кап-кап», «бим-бом», и т. д.

Развивать умение подпевать повторяющиеся в песне фразы.

Учить петь, в сопровождении фортепиано, совместно со взрослым, подражая протяжному звучанию, и подстраиваться к пению взрослого (к интонациям голоса) и инструменту.

Формировать умение петь совместно со взрослым знакомые песни: бодро, подвижно, напевно в одном темпе, ласково, протяжно, не отставая и не опережая друг друга, смягчая концы фраз.

Формировать умение, во время пения правильно и отчетливо выговаривая слова простой структуры: двусложные, односложные, трехсложные слова.

Артикуляционная моторика у детей еще слаба. Объем движений органов артикуляции: строго ограничен или неполный. Тонус может быть повышен, или понижен. Переключаемость, подвижность, точность движений губ, языка - недостаточная, наблюдаются: тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия. У части детей саливация повышена. В преодолении вышеуказанных нарушений органов артикуляции, могут помочь элементарные пропевки (гласных звуков, легких текстов, проводимые музыкальным руководителем на своих занятиях артикуляционные упражнения, на развитие челюстий, языка, губ с детьми-логопатами.

Музыкально-ритмические движения

(Развитие моторной сферы)

У детей с общим недоразвитием речи могут отмечаться нарушения общей и ручной моторики (незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловки; недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго огра-ничен, темп (N, быстрый, медленный, переключаемость (точная, неточная, координация (N, незначительные нарушения, нарушена, неполная, бывает и сохранность функции моторной сферы.

Поэтому возникает необходимость формировать у детей-логопатов элементарную ритмичность движений, развивать согласованность движений и музыки при освоении дошкольников несложных танцевальных, образных движений.

«Ходим-бегаем-подпрыгиваем» Учить детей передавать в движении бодрый и спокойный характер музыки, ритмично ходить, меняя со сменой частей марша ходьбу на подпрыгивание, бег. Побуждать детей передавать ритм ходьбы и бега.

Передавать игровые действия и характерные особенности игровых персонажей «Паровоз», «Прятки», «Зайцы и медведь». В процессе работы проводить игровые занятия на развитие подражательности (Сделай так, как я: выполнение движений по образцу взрослого, игры, сопровождающиеся речью (Руки в стороны - в кулачок, разжимай - и на бочок, простые упражнения на формирование динамического праксиса рук (Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать).

Выполнять танцевальные движения (хлопки, притопывания, повороты кистей рук); по одному и в парах.

Учить двигаться с предметами - бубном, куклами, листиком, погремушкой, флажком, передавая равномерный ритм, меняя движение во второй части пьесы, передавая предметы друг другу.

Упражнять в передаче разных образно-игровых движений («Разбудим медведя»,«Зайчики и лисичка».

Учить в плясках становиться в круг, и двигаться по нему, держась за руки всем вместе и индивидуально, меняя движение соответственно; выполнять различные движения по куплетной форме и содержанию (текста) песни («Хоровод»,«Фонарики», выполнять танцевальные движения двигаясь парами («Танцуем вместе»).

Формировать умение отмечать в движении различный равномерный ритм, делать ритмичные полуприседания «Пружинка», кружиться в парах, притопывать одной ногой, в пляске поочередно сменять движения.

Учить передавать в связи с музыкой различные характерные действия игровых персонажей («Котята и кошка», «Цок, цок, лошадки», характер пляски хлопками, притопыванием, помахиванием, кружением, полуприседаниями, в разных направлениях.

Учить детей чувствовать окончание пьесы, отмечать в движениях двух-частную форму («Играть, отдыхать»).

Праздничные утренники и развлечения

Дети с речевыми патологиями часто бывают нерешительными, или наоборот расторможенными, отказываются от общения, поэтому важно последовательно, постепенно формировать активное отношение ребенка к языковой действительности. Стержневым моментом на этапе коррекционного обучения необходимо сделать специально организованную эмоциональную игру с определенной учебно-речевой задачей. Для этого необходимо систематически организовывать развлечения, различные по форме и содержанию. Приучать детей-логопатов эмоционально откликаться на предложения педагога похлопать, позвать, спрятаться, охотно выполнять эти действия, через организацию веселых игр, забав.

Побуждать детей эмоционально воспринимать веселые сценки настольного кукольного театра, активно следить за развертыванием сюжета, отвечать на простые вопросы взрослого, подражать крику птиц, животных («гав-гав», «га-га-га», «мяу»).

Привлекать детей к участию в развлечениях, отвечая простейшими движениями на задания ведущего (догнать зайчика, подержать птичку на ладони, поехать на лошадке и т. д.). Побуждать детей к выполнению совместных музыкально-игровых действий, простейших драмати-зированных образных движений («зайчик прыгает», «зайчик спит», «медвежонок идет» «цыплятки клюют», с проговариванием простейших звукоподражаний и короткого текста ( воробышек прыгает: «чик-чи- рик», курочка зовет цыплят: «ко-ко-ко»).

Радость, парадность и необычность праздника новогодней елки дети-логопаты должны почувствовать, через изменение окружающей обстановки: красиво оформлен музыкальный зал, звучит веселая музыка; у взрослых приподнятое праздничное настроение, нарядны взрослые и дети. Необходимо предложить детям рассматривать флажки, звезды, воздушные шары, связывая их с праздником, на котором они маршируют, подпевают песни, смотрят интересные сценки, выступления старших детей. В праздник новогодней елки привлекать всех детей к активному участию в утреннике, к индивидуальным и коллективным выступлениям в разных видах художественной деятельности (читать детские стихи с четким ритмичным рисунком (двустишья и четверостишья, что можно отхлопать, петь песни, плясать, водить хороводы). В утренники включать забавные сценки, игровые моменты (с предметами, которые активизируют самостоятельные действия детей с нарушениями речи: играть и плясать, выполнять знакомые действия, движения в играх и забавах.

С целью развития импрессивной речи, активизации речевой деятельности на музыкальных занятиях и развлечениях, разыгрывать для детей небольшие сценки с участием игрушек настольного театра, используя народные потешки, песенки, произведения А. Барто.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к активной музыкально-речевой деятельности старших детей, через организацию посещения их праздников, наблюдения за музыкальными играми.

Большое значение в работе музыкального руководителя коррекционной группы имеет дифференцированный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевых возможностей дошкольника и характер нарушения речи. Характерными особенностями развивающей работы музыкального руководителя в коррекционной группе будет: проведение работы на невербальном и (затем на) вербальном материале; многократная повторяемость видов (развивающей работы) на разном речевом материале.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Ребенок в роли музыкального руководителя»Консультация для педагогов ДОУ «Ребенок в роли музыкального руководителя» Подходит к завершению учебный год и я однажды решила проверить на своих занятиях вокала в ДОУ насколько дети усвоили годовой материал нашего.

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация для сотрудников ДОУ «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя» Сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и важно! От взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Консультация музыкального руководителя «Биоэнергопластика»Консультация музыкального руководителя «Биоэнергопластика» Биоэнергопластика включает в себя три понятия: Био человек энерго энергия, сила пластика плавные движения рук. тела с направленностью.

Консультация музыкального руководителя «Громко, звонко, весело!» Часто мы резко обрываем человека в тот момент, когда он поет, или поправляем, если слышим неправильно звучащую мелодию. Этого делать нельзя,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для музыкального руководителя «Слушание звуков и музыки»
Опубликовано: 11 сентября 2024 в 06:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для музыкального руководителя «Слушание звуков и музыки»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Запасная (УИ 111525) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД