Светлана СТЕЛЬМАХ
Консультация музыкального руководителя «Громко, звонко, весело!»
▼ Скачать + Заказать документы
Часто мы резко обрываем человека в тот момент, когда он поет, или поправляем, если слышим неправильно звучащую мелодию. Этого делать нельзя, потому что песня – это отражение настроения. Если человека прервали, он начинает нервничать, раздражается или вообще перестает с вами общаться.
Песня помогает справляться с трудностями, благотворно влияет на психическое состояние человека. Вспомним слова старой известной песни: «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет». В песне человек выражает не только свое настроение, но и свое видение мира.
Публикация «Консультация музыкального руководителя „Громко, звонко, весело!“» размещена в разделах
Одной из задач музыкального воспитания является развитие певческих навыков у ребенка. Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Ребенок часто напевает свою незамысловатую мелодию в процессе игры. Музыкально-дидактические игры помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами.
Песни могут быть различного характера. Музыкальные игры учат детей понимать передаваемое настроение в песне, различие в исполнении той или иной мелодии: одни поются отрывисто или протяжно, другие – легко или напевно. Дети обращаются к песне с целью выразить через нее свое настроение.
Для развития у детей голоса используются различные распевки, которые проводятся на музыкальном занятии до разучивания какой-либо песни. Обычно для распевок берут несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, попевок, которые они поют с различными звуками.
Музыкальные игры, которые развивают дикцию, дыхание, звукообразование, можно проводить и группе, и дома. Ведь дети хотят петь везде, а игры организуют их свободную деятельность, помогут в интересной, увлекательной форме развивать вокальные навыки.
«Как тебя зовут?»
Цель: развитие чувства ритма, звуковысотного слуха.
Игровой материал: ударные инструменты.
Ход игры: Взрослый спрашивает ребенка «Как тебя зовут?», ударяя на каждом слоге по бубну (треугольнику, в ложки, кубики, палочки и т. п.). Ребенок отвечает, так же ударяя по протянутому ему бубну, отмечая слоги своего имени. Затем взрослый аналогично придумывает другие вопросы («Что ты делаешь?», «Как меня зовут?» и т. п., а ребенок отвечает.
«Игра с мячом»
Цель: формирование протяжного, напевного и отрывистого звучания.
Материал: небольшой мячик.
Ход игры: Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто, как прыгает мячик.
Игра «Озорное эхо»
Цель: развитие звуковысотного слуха в сочетании с чувством лада.
Игровой материал: небольшой мячик, короткие фразы, содержащие имена детей, и слова, определяющие настроение.
Ход игры: Дети стоят, образуя круг, в центре которого находится педагог с мячиком-эхом. Бросая мячик-эхо кому-либо из играющих, педагог пропевает его имя или слово-настроение. Ребенок должен вернуть мяч, интонационно точно повторяя музыкальную фразу, пропетую педагогом.
Можно использовать как обычную, так и ласкательную форму имени, усложняя фразы и таким образом развивая музыкальный слух ребенка
(Таня – Танечка, Лена – Леночка).
Игра «Змея»
Цель: развитие певческих навыков детей.
Ход игры: Выбирается «Змея», первый раз это взрослый. «Змея» ходит перед ребятами и поет:
Я – змея, змея, змея,
Я ползу, ползу, ползу.
Я – змея, змея, змея,
Я ползу, ползу, ползу.
Затем останавливается перед каким-то ребенком и произносит «волшебные слова» : «Хочешь быть моим хвостом?» На это ребенок отвечает: «Да, конечно же, хочу!» или «Нет, конечно, не хочу!» Если ребенок ответил «да», он цепляется за «Змею» сзади, и дальше они двигаются вместе, «паровозиком». Если «нет» – остается на месте. Детям очень нравится «хулиганский вариант» игры – когда надо не просто прицепиться к «Змее» сзади, а сначала проползти у нее между ног (затем – между ног у всех детей в «паровозике»). Когда детей наберется много, 7 – 8 человек, «Змея» останавливается, гладит себя по животу и говорит:
Все, устала, есть хочу!
Сейчас свой хвост я есть начну!
И начинает ловить свой «хвост». Дети при этом должны держаться друг за друга, не разбегаться. Тот ребенок, которого поймали, становится «Змеей».
Игра «Зов»
Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.
По сигналу педагога дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а. Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание.
Игра-сказка «Лесенка»
В одной деревне жили-были веселые друзья. Каждый вечер они собирались на лесенке. На нижней ступеньке сидел Щенок и пел свою песенку: «Гав-гав!» (дети поют ре1).
На второй устраивался зеленый Лягушонок и радостно квакал. Вот так: «Кваква!» (дети поют ми1).
На третью забирался Утенок и важно крякал: «Кря-кря!» (дети поют фа#).
Четвертую ступеньку облюбовал пушистый Котенок, который всегда ласково мяукал, - вот так: «Мяу-мяу!» (дети поют соль1).
А на самую высокую ступеньку садился Воробей, ведь у него был самый тонкий и звонкий голосок, и он высоко пел: «Чирик-чирик!» (дети поют ля1).
Так сидели они каждый вечер и пели. Получалась у них вот такая песенка. Все поют песенку. (Гав-гав,Ква-ква, Кря-кря. и т. д.)