Анна Андреева
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики для детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики для детей 2-3лет»
Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук.
Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.
Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики для детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы, воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:
• косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
• готовим к овладению навыком письма.
Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:
• Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
• В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
На базе детского сада мы разучиваем огромное количество пальчиковых игр, соответствующие определенной текущей теме или сезону.
Например,
Дождик, дождик
Кап, кап, кап
Мокрые дорожки
Нам нельзя идти гулять
Мы промочим ножки
Или еще:
Раз, два, три четыре
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий!
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную.
Простые правила игры:
1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; растяжение; расслабление.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять
Этот пальчик в лес пошел
Этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Ну, а этот только ел
От того и потолстел!
На самом деле, таких игр множество. Их можно найти сотнями в интернете. Есть различные иллюстрированные пособия с пальчиковыми играми.
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
Дети в возрасте до 2-х лет:
• Знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.
Например, упражнение «Зайчик».
Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так! И ушами шевелит.
• С помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик).
• Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.
• Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, родитель берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
• Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:
• Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).
Например, упражнение «Капустка».
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.
«Зайка».
Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.
«Коза».
У козы торчат рога,
Может забодать она.
• Составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик).
• Игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).
«Домик».
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В домик всех вас приглашаем.
«Шарик».
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел
Стал он тонкий и худой.
(Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение).
Также, для развития мелкой моторики существуют и другие формы развития, их можно применять и дома. Вообще, без специальной подготовки такие игры организовать трудно. В саду представлены очень многие формы по развитию мелкой моторики, так как в этом возрасте это является ведущим видом деятельности:
• пальчиковая гимнастика – шнуровка;
• игры с конструктором, мозаикой;
• лепка из пластилина;
• пазлы;
• вкладыши;
• сматывание цветных ниток в клубочки;
• кнопки;
• прищепки;
• молнии;
• пуговицы и тд.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).
Эти игры:
• развивают мелкую моторику рук;
• развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;
• формируют навыки шнуровки;
• способствуют развитию речи;
• развивают творческие способности;
• косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Как еще активизировать пальчики.
1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «куски»).
2. Нанизайте на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.
Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.