Ряскова Татьяна Вячеславна
Консультация для детей и родителей «Что значит любить родителей?»
Консультация для детей и родителей : «Что значит любить родителей?»
Возможно, кого-то сравнение любви к родителям с любовью к яблокам покоробит. А если бы вы любили своих родителей? Если ребенок не умеет любить, он может пользоваться родителями и когда-то играть с ними в игру «Я вас не люблю» : если например это интересно, выгодно или этим можно им отомстить. Не могу с вами согласиться, что дети любят своих родителей не больше яблок, которые едят с удовольствием.
Публикация «Консультация для детей и родителей „Что значит любить родителей?“» размещена в разделах
На самом деле это еще — не любовь, это ее подобие, но именно из этого впоследствии может сформироваться настоящая любовь детей к родителям. Дальнейшие отношения детей и родителей — это уже не биологические, это уже социальные и лично-психологические отношения. Здесь есть опасность: если вы всерьез поверили, что дети любят вас просто по праву вашего родительства, вы рискуете так и не научить их любить.
Принять своих родителей
Самый распространенный способ не любить родителей — предъявлять им претензии за то, что родители им (детям) что-то не додали. С другой стороны, именно личный интерес ребенка можно использовать для того, чтобы дети старались наладить хорошие отношения с родителями.
Так меньше с ними конфликтов, они больше разрешат и дадут больше денег. Иногда это некоторым детям приходится прямо объяснять: с родителями лучше дружить. Дети будут вас любить — но будет попозже, когда вы их этому научите. Умение любить — это определенный уровень культуры и понимание, что такое любовь. На простой вопрос «А почему ты думаешь, что ты свою маму — любишь?» — дети отвечают очень по-разному. Будет ли у детей такой уровень культуры, начнут ли дети понимать, что такое любовь, и будут ли родители достаточно достойны и интересны для того, чтобы дети их любили — зависит от родителей.
Так формируется принятое в общество поведение хорошего ребенка в отношении к «любимым родителям». Интересно, что при благоприятных обстоятельствах это в конце концов в любовь к родителям действительно превращается.
Рекомендательные игры и ситуации в помощь семьям детей с ООП
«Домашний фотоальбом»
Предложите ребенку досмотреть домашние фотографии. Обсудите, какие люди на них изображены, может быть, кого-то из них ребенок не знает. Обратите внимание ребенка на то, какое у этих людей выражение лица, что они чувствуют, какое и них настроение. Предложите ребенку придумать какую-нибудь историю про этих людей.
Беседа «Что значит любить родителей»
Желательно, чтобы эту беседу проводили с детьми не сами родители, а другой человек, например, воспитатель в детском саду. В ходе беседы обсуждаются вопросы: «Почему важно в семье любить друг друга? Как выразить свою любовь к родителям? Как научиться, не огорчать близких? Как вести себя, если провинился? Как научиться понимать настроение родителей?»
«Дочки-матери» (ролевая игра)
Эта игра полезна и для девочек, и для мальчиков в диагностическом плане. Как известно, дети отражают в своих играх то, что они видят в своем окружении, поэтому, наблюдая за этой игрой, родители смогут увидеть со стороны те образцы поведения, которые они демонстрируют ребенку. Кроме того, игра «Дочки-матери», помогает ребенку почувствовать себя в роли родителей, осознать, как иногда бывает маме и папе трудно со своими детьми. В этой игре также можно разыграть различные жизненные ситуации, например, те, которые мы предлагаем в следующем упражнении.
Разыгрывание ситуаций
Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои. К разыгрыванию можно предложить следующие ситуации: «Вечер в семье», «Если у тебя два билета в кино, с кем бы ты хотел бы пойти?», «Праздник в семье», «Как помирить поссоривших членов семьи», «Как поднять маме (папе) настроение».
Некоторые ситуации для разыгрывания дети могут предложить сами.
2. Самопознание и саморазвитие в школьном возрасте
Способность видеть себя отличным от других человеком, обладающим определенными свойствами, составляет Я-образ, становление которого оказывает существенное влияние на развивающуюся личность ребенка. По мере того как дети становятся старше, у них формируются все более точные и полные представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах. Они приписывают себе все больше отличительных особенностей, что ведет к уточнению и усложнению их Я-образов. Это усовершенствование Я-образа происходит в физической, социальной и учебной сферах. Дети сравнивают себя со своими сверстниками и делают вывод: «Я лучше, чем Миша, в спорте, но не так силен в математике, как Олег» или: «Может быть, я не такая хорошенькая, как Лиза, но у меня больше подруг».
Постепенно формируется Я-концепция – совокупность всех имеющихся у человека представлений о самом себе. Я-концепция снабжает детей своеобразным «фильтром», сквозь который они оценивают свое социальное поведение и поведение окружающих. В среднем детстве Я-концепция не всегда отличается точностью. Например, первоклассники склонны более позитивно воспринимать свои способности, допустим, в спорте, чем ребята старшего возраста. В среднем детстве Я-концепция развита еще не достаточно, она очень зависима от мнения и оценочных суждений о ребенке родителей и других значимым людей. Поэтому взрослые должны отдавать себе отчет в своих словах и действиях, когда хвалят, ругают ребенка или ставят ему кого-то в пример.
Любое знание о самом себе всегда сопровождается собственным оцениванием, в котором отражается степень самоуважения и самопринятия. Самооценка – это субъективное личностное суждение о собственной ценности. В течение школьного возраста ребенок совершает значительный шаг в понимании себя, своих мотивов, интересов, ценностей. Только хорошо зная себя и свои возможности можно сформировать реально достижимые цели и тем самым рассчитывать на успех, самоуважение.
Самоуважение означает видение себя человеком, обладающим положительными качествами, то есть человеком, способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях (которая, в свою очередь, соотносится со школьной успеваемостью). Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Однако взаимосвязь между самоуважением и уверенностью в своих академических способностях далека от полной: многим детям, которые не могут похвастать успехами в учебе, тем не менее удается развить высокую самооценку. В зависимости от отношения родителей и мнения одноклассников дети, не достигшие успеха в одном, могут найти что-нибудь еще, что позволит им выделиться среди других. Кроме того, если они принадлежат к культуре, где образованию не придается большого значения, их самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе. Мнение родителей и группы сверстников, в которую входит ребенок, для него гораздо важнее, чем мнение более широкого окружения.
Развитие самоуважения – процесс циклический. Дети обычно достигают успеха в каком-либо деле, если они уверены в своих силах и способностях, а их успех ведет к дальнейшему росту самоуважения. На другом полюсе находятся дети, которые терпят неудачи из-за недостатка самоуважения, и, как следствие, оно продолжает падать. Личные удачи или неудачи в различных ситуациях могут заставить детей смотреть на себя как на лидеров или аутсайдеров. Но эти ощущения сами по себе еще не создают замкнутый круг, и многие дети, начавшие с неудач в социальной или учебной сфере, в конечном счете находят что-то, в чем они способны преуспеть.
Принимая во внимание тесную связь между самоуважением и достижениями, многие учителя стараются чаще хвалить своих учеников, чтобы сформировать у них уважение к себе. Умеренная похвала, бесспорно, может быть весьма полезной. Однако критики считают, что слишком обильные похвалы, не связанные с реальными достижениями или нравственными поступками, формируют детей, у которых отсутствует реалистичное представление о своих сильных и слабых сторонах. Они могут начать думать, что в любом деле им нет равных. А это может создавать осложнения и проблемы в отношениях со сверстниками и учителями.
В последнее время исследователи обеспокоены возможными негативными последствиями завышенной самооценки. Когда детям постоянно твердят, будто в этом мире нет ничего важнее того, насколько высоко сам человек ценит себя, то им посылают ясное сообщение, что они центр Вселенной. Такое повышенное внимание к собственному мнению о себе может толкнуть детей на путь социального равнодушия. Кроме того, ученые утверждают, что без объективной, внешней по отношению к ребенку системы моральных эталонов, дети не способны приобрести устойчивого понимания того, что такое хорошо и что такое плохо. Например, они могут отрицать, что совершили нехороший поступок, даже если их застали «на месте преступления», только потому, что они убеждены в своей правоте. Поэтому для развития у детей реалистичной самооценки учителям рекомендуется соотносить отпускаемые детям похвалы с действительными достижениями и поведением учеников.
В средней школе перед подростком постепенно появляется задача самоопределения. В современной науке, когда речь идет о проблеме самоопределения, чаще всего говорят о трех видах: личностном, жизненном и профессиональном самоопределении.
Личностное самоопределение – это выявление и утверждение собственной позиции в различных жизненных ситуациях, носящих проблемный характер; выбор способов самоосуществления, проявляющих собственно личностные особенности каждого человека.
Жизненное самоопределение – выбор собственного жизненного пути, дающего возможность в той или иной мере реализовать себя.
Профессиональное самоопределение – это определение в сфере труда, связанное с выбором и освоением какой-либо профессии или группы профессий. Идеальным считается такое профессиональное самоопределение, когда выбранная профессия полностью соответствует интересам личности, человек, обладая всеми необходимыми способностями, имея возможность полностью реализоваться в профессии, находит в ней личностный смысл, получает за свой труд моральное и материальное вознаграждение.
Все три вида самоопределения личности тесно связаны друг с другом и буквально «вплетены» друг в друга. Например, профессиональное самоопределение является важнейшей частью жизненного самоопределения. В свою очередь, как профессиональное, так и жизненное самоопределение зависят от того, какой желает стать личность, как она определяется в конкретных жизненных ситуациях, т. е. от личностного самоопределения.
В жизни каждого человека наступает момент, когда он должен выбирать профессию. У одних этот процесс начинается очень рано (некоторые дети уже в начальных классах знают, кем они будут, и подчиняют свою жизнь подготовке к будущей учебе и освоению профессии). Чаще всего самоопределение сопряжено с трудностями, непоследовательным изменением профессиональных намерений. Немало учащихся, которые вплоть до окончания школы не могут определиться, их выбор дальнейшего места учебы или работы носит случайный характер, не соотнесен ни с реальными возможностями, ни с интересами, ни с потребностями общества.
С психологической точки зрения успешность профессионального самоопределения будет зависеть от сочетания трех важных аспектов: желаний человека, его возможностей и потребностей общества в представителях той или иной профессии, т. е. от сочетания: «Хочу», «Могу», «Требуется». Между названными аспектами могут возникать отношения согласованности или рассогласованности (конфликта). Приведем наиболее распространенные вопросы, которые задают школьники, находясь на этапе профессионального самоопределения.
Какие профессии существуют? Какие требования они предъявляют к личности? Какие из них являются более, а какие менее престижными? Насколько востребована та или иная профессия в обществе? Какие возможности для жизни они дают с точки зрения материального благополучия, личностного роста и морального удовлетворения?
Какая группа профессий больше подходит для меня? Какими способами и личностными качествами я обладаю для успешного ее освоения? Что мне нужно сделать, чтобы развить в себе необходимые свойства и качества?
В каких учебных заведениях можно получить профессиональную подготовку? Какие из них лучшие? По каким предметам нужно усиленно заниматься в школе, чтобы поступить в то или иное учебное заведение, успешно в будущем овладевать профессиональными знаниями и умениями?
Этот перечень вопросов можно продолжить. Кто в свое время стоял на этапе профессионального выбора, знает, насколько каждому важны ответы на них. Одним из самых мучительных является вопрос: какую профессию выбрать среди ряда привлекательных и разнообразных профессий? Но тем не менее выбор приходится делать, никто его за тебя не сделает.
Поэтому помощь состоит не в том, чтобы навязать тот или иной выбор учащемуся, а в том, чтобы дать ему побольше информации о профессиях для осуществления правильного выбора, принять на себя всю полноту ответственности за это, предостерегая от случайного, ошибочного выбора.
Оказать квалифицированную помощь личности в процессах профессионального самоопределения можно в рамках осуществления профориентационной работы, проводимой в школах и в специальных профориентационных центрах. Профориентация – это обширная область современной науки и практики, включает в себя профессиональное просвещение, профессиональную диагностику (профотбор, профподбор, профессиональное консультирование и др.
Профессиональное просвещение дает возможность ознакомить учащихся с миром профессий, профессиограммами – кратким описанием профессий, требованиями, которые предъявляет профессия личности, выдающимися представителями тех или иных профессий, возможностями, которые дает та или иная профессия для личностного и профессионального самосовершенствования, и др. Существуют специальные факультативные курсы в школах, которые решают задачи профпросвещения. Формы профпросвещения различны: уроки, кружковая работа, экскурсии на предприятия и в учебные заведения, встречи со специалистами, профориентационные игры и многое другое. Просвещение выполняет важную функцию ориентировки как в мире профессий, так и в возможности выбора той или иной профессии.
Профессиональная диагностика ориентируется на определение взаимосвязи возможностей личности с теми или иными сферами жизнедеятельности, где эти возможности могли бы проявиться наиболее полно. С этой целью используются специальные беседы, опросники профессиональной мотивации и профессиональных склонностей, тесты на выявление способностей, психофизиологическое обследование и др. Ниже мы приведем некоторые такие опросники.
Профессиональное консультирование позволяет в ходе индивидуальной работы оказать морально-эмоциональную поддержку, более глубоко соотнести свои желания с возможностями и потребностями общества («Хочу» – «Могу» – «Требуется», помочь в конкретном выборе и принятии решения. В качестве примера конкретных методов оказания такой помощи могут выступать следующие (по разработкам Н. С. Пряжникова, Е. Ю. Пряжниковой) :
• построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий, обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, которые позволяют наглядно (на листе бумаги) представить возможные жизненные перспективы человека;
• построение системы различных вариантов действий (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей», ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;
• использование различных схем альтернативного выбора профессии (из уже имеющихся вариантов, учебного заведения или специальности выбранного заведения (обычно используются на заключительных этапах консультации).
Таким образом, в ходе профориентационной работы создаются благоприятные условия для решения задач профессионального самоопределения как групп школьников, так и отдельных учащихся. Взвешивая свои желания, возможности, потребности общества, учитывая сложившуюся конъюнктуру рынка, наличие в регионе соответствующих учебных заведений, предприятий и фирм, учащийся в конечном итоге самостоятельно должен определиться в предполагаемом выборе профессии, что, в свою очередь, определит во многом и жизненный путь, и направления самоактуализации и самореализации личности.
В итоге следует отметить, что оказание конкретной помощи и психолого-педагогической поддержки учащимся в процессах их самопознания, с одной стороны, является обязанностью педагога, с другой – представляет сложный и противоречивый процесс. Его эффективность определяется многими факторами: компетентностью педагога, его авторитетом, готовностью школьников к принятию помощи, мерой взаимодоверия и взаимопринятия обеих сторон.
Рисунок «Моя семья»
Очень многое о семье может рассказать рисунок. Это очень интересный психологический тест. Тест-рисунок прост в проведении, но очень сложен для расшифровки, т. к. здесь требуются не только и опыт, но и наличие некоторой проницательности. Иногда даже специалисты-психологи затрудняются при расшифровке рисунка. Но некоторые несложные интерпретации доступны и для родителей, их мы и постараемся вам дать.
Итак, задание: ребенок должен нарисовать свою семью. Это задание можно дать малышу, когда он просто захочет порисовать. Подскажите ему тему: «Нарисуй нашу семью», «Нарисуй всех нас».
При этом, не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он себе представляет.
Когда ребенок рисует семью, в его рисунке отражается то, как он себя чувствует, как оценивает место в ней. Оценка эта сказывается уже на отношении к заданию. Так, в случае неудовлетворенности семейной ситуации, у ребенка может появиться защитная реакция (хочу рисовать другое).
Особого внимания заслуживает отсутствие на рисунке кого-либо из членов семьи. Это может стать сигналом о душевных переживаниях ребенка. «Забытый» человек может быть неприятен чем-то автору рисунка или, возможно, недавно его обидел. Часто на рисунке отсутствуют братья и сестры (или они нарисованы без лица, схематично, мелко, это говорит о ревности, конкуренции за родительское тепло и внимание. Иногда ребенок не рисует себя в состав семьи, это свидетельствует о некотором эгоизме ребенка.
Расположение и размер фигур указывают на особенности семейных отношений, как их чувствует ребенок. Например, наиболее крупным он, изображает того, кто главенствует в семье; тот, кого он изобразил ближе к себе, наиболее желаем в общении.
Мелочей в рисунке нет, поэтому обратим внимание на детали.
Как правило, хорошие отношения в семье отражаются в виде веселых лиц, украшенных цветами, бантиками; при плохих отношениях, рисунок отличается большей схематичностью, незаконченностью. Когда дети старше 5 лет пропускают в рисунке части лица (глаза, рот, это может указывать на нарушения в сфере общения.
Вот… некоторые характерные особенности рисунка, отражающие психологический климат в семье.