Марина Маркарова
Консультация «Дидактические упражнения для обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста для детей с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Словарь человека складывается из двух составляющих: пассивный словарь и активный.
Пассивный словарь – слова, выражения, которые мы знаем, понимаем, но в речи на используем, или используем, но редко.
Активный словарь –это повседневный, общеупотребительный набор слов.
Словарный запас детей должен обогащаться не только в количественном, но и в качественном отношении, когда складывается понимание значения слов.
Навык речи у ребенка формируется по подражанию, и поэтому необходимо, чтобы речь окружающих была четкой, правильной.
Публикация «Консультация „Дидактические упражнения для обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста для детей с ТНР“» размещена в разделах
Требования к речи взрослых, окружающих ребенка:
• Правильность – речь должна быть чистой, без речевых нарушений;
• Четкость – слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков;
• Простота – взрослый говорит короткой фразой;
• Повторяемость – употребление по несколько раз одних и тех же слов, предложений;
• Богатство – взрослый использует в речи различные интонации, силу голоса, темп речи.
Дидактические упражнения для обогащения словарного запаса
Дидактическое упражнение 1
Цель: пополнение, уточнение и активизация обиходно-бытового словаря (существительных и глаголов)
- Взрослый называет предметы и просит ребенка повторить услышанные слова. Для создания игровой ситуации и активизации деятельности можно предложить ребенку шуточное задание. Указывая, например, на стул, взрослый спрашивает: «Это стол?», дотрагиваясь до дивана, задает вопрос: «Это кровать?» и т. п.
- Взрослый вместе с ребенком выполняет различные действия: топают, прыгают, ползают, поют, кружатся, и т. п., и уточняет названия каждого из них. Затем предлагает ребенку поиграть и предупреждает, что специально будет неверно называть слова, например, топая, спрашивает: «Я прыгаю?», хлопая, задает вопрос: «Я кружусь?» и т. п.
Данная игровая ситуация побуждает ребенка правильно называть действия.
Дидактическое упражнение 2
Цель: развитие слухового внимания и контроля за речью.
- Взрослый просит ребенка внимательно послушать то, что он говорит. Если то, о чем он скажет, бывает, нужно хлопнуть в ладоши и повторить. Если не бывает – покачать головой и промолчать.
Затем взрослый четко и медленно произносит предложения:
• Кошка летает. Рыбка летает. Воробей летает. И т. д.
• Гусеница прыгает. Стол прыгает. Собака прыгает. Зайчик прыгает. И т. д.
• Топор плавает. Корабль плавает. Лодка плавает. Утюг плавает. И т. д.
• Шкаф ходит. Лампа ходит. Кот ходит. Курица ходит. И т. д.
Дидактическое упражнение 3
Цель: расширение, уточнение и активизация предметного словаря.
- Взрослый задает ребенку вопрос: «Что можно открыть?» и просит подобрать 5 слов – названий предметов. Ребенок отвечает полными предложениями, например: «Можно открыть дверь (книгу, крышку, банку, коробку и т. д.)»
Вопросы могут быть разные. «Что можно поднимать (лепить, двигать, есть, стирать, клеить, вешать и т. д. ?»
Взрослый может помочь ребенку с подбором слов, показывая предмет или его изображение.
Для подсчета количества названных слов можно воспользоваться фишками. Важно, чтобы ребенок не механически, а чувствовал себя активным участником игры.
Дидактическое упражнение 4
Цель: расширение, уточнение и активизация предметного словаря.
- Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и назвать их, а затем подумать и ответить на вопрос: «Кто прыгает (ходит, бегает, плавает, летает, ползает?»
Можно задать вопрос следующим образом: «Кто еще может прыгать (ходить, бегать, плавать, летать, ползать?»
После подбора слов по картинкам можно переходить к работе без наглядной опоры, помогая ребенку жестами, мимикой, подсказывающими словами (длинная, скользкая, мохнатый, косолапый и т. д.)
Дидактическое упражнение 5
Цель: расширение, уточнение и активизация глагольного словаря.
- Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку, или вспомнить, что он делает дома, на улице и т. д., и ответить на вопрос: «Что может делать мальчик (девочка? Ответ: (прыгать, играть, есть, пить, слушать музыку, катать машинку, чистить зубы и т. д.).
Затем ребенка можно попросить подобрать действия к другим картинкам или также вспомнить: «Что может делать мама (папа, щенок, котенок, и т. д. ?
Каждое названное ребенком слово фиксируется с помощью любой фишки.
Дидактическое упражнение 6
Цель: образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Взрослый показывает ребенку кукольную посуду, мебель, одежду, сравнивая их с реальными предметами, объясняет, что маленькие предметы надо называть по-другому – ласково: ложечка, шкафчик, пальтишко, бантик и т. д., (последний слог следует выделять голосом).
Можно использовать просто слова : комната, кухня, кастрюля, сапоги, носки, окно, стул и т. д.
Если ребенок неправильно образовал уменьшительную форму имени существительного ( например: туфлички, пальтичко и т. д., взрослый сначала называет ему два варианта и предлагает выбрать правильный, например: «Туфлички или туфельки?» И только если ребенок не может спрвиться с заданием, взрослый сам произносит правильную форму, а затем просит ребенка повторить правильный ответ.
Можно предложить ребенку сказку, в которой нужно изменить слова так, чтобы они звучали ласково:
«Жил-был в лесу маленький гном (ик, и был у него маленький дом (ик, и все, все, все было у него маленькое: у нас нос, а у гномика носик, у нас нога, а у гномика ножка. И т. д.
Дидактическое упражнение 7
Цель: согласование имен существительных с глаголами прошедшего времени мужского и женского рода.
- Взрослый просит ребенка рассмотреть изображение мальчика и девочки, а затем говорит: «В одном доме жили мальчик Саша и девочка Саша. Показывай на картинке того, о ком я скажу: ходила-ходил, бегала-бегал, играла-играл, прыгала-прыгал, ел, ела и т. п.» .
После того, как ребенок начнет безошибочно и осознанно показывать изображение мальчика или девочки, можно перейти к закреплению материала по другим картинкам. Вначале уточняется название каждого животного, а затем ребенку предлагается догадаться, про кого можно сказать: прыгала – прыгал, ползала – ползал, плавала – плавал, летала – летал и т. п.
Правильно составленное словосочетание повторяется ребенком несколько раз, например: плавала рыбка, плавал кит и т. п.
Дидактическое упражнение 8
Цель: подбор имен существительных соответствующего рода к местоимениям: мой, моя; подбор к местоимению имен существительных соответствующего рода по заданному обобщению.
- Взрослый просит ребенка назвать находящиеся в комнате игрушки, мебель, одежду и т. п. Затем спрашивает: «Про что из вещей можно сказать «моя?»
После того, как ребенок подобрал 7-8 имен существительных к местоимению моя, задается вопрос: «Про что можно сказать «мой?»
Если при подборе имен существительных ребенок испытывает затруднения, следует ему помочь, указав на подходящий предмет, но не называя его.
Рекомендуется специально выделять обобщения, с которыми будем работать (игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь и т. д.). Про какую игрушку можно сказать «моя (мой?»