Папки-передвижки

Консультация «Дидактические упражнения для обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста для детей с ТНР»

Марина Маркарова
Консультация «Дидактические упражнения для обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста для детей с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Словарь человека складывается из двух составляющих: пассивный словарь и активный.

Пассивный словарь – слова, выражения, которые мы знаем, понимаем, но в речи на используем, или используем, но редко.

Активный словарь –это повседневный, общеупотребительный набор слов.

Словарный запас детей должен обогащаться не только в количественном, но и в качественном отношении, когда складывается понимание значения слов.

Навык речи у ребенка формируется по подражанию, и поэтому необходимо, чтобы речь окружающих была четкой, правильной.

Публикация «Консультация „Дидактические упражнения для обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста для детей с ТНР“» размещена в разделах

Требования к речи взрослых, окружающих ребенка:

• Правильность – речь должна быть чистой, без речевых нарушений;

• Четкость – слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков;

• Простота – взрослый говорит короткой фразой;

• Повторяемость – употребление по несколько раз одних и тех же слов, предложений;

• Богатство – взрослый использует в речи различные интонации, силу голоса, темп речи.

Дидактические упражнения для обогащения словарного запаса

Дидактическое упражнение 1

Цель: пополнение, уточнение и активизация обиходно-бытового словаря (существительных и глаголов)

- Взрослый называет предметы и просит ребенка повторить услышанные слова. Для создания игровой ситуации и активизации деятельности можно предложить ребенку шуточное задание. Указывая, например, на стул, взрослый спрашивает: «Это стол?», дотрагиваясь до дивана, задает вопрос: «Это кровать?» и т. п.

- Взрослый вместе с ребенком выполняет различные действия: топают, прыгают, ползают, поют, кружатся, и т. п., и уточняет названия каждого из них. Затем предлагает ребенку поиграть и предупреждает, что специально будет неверно называть слова, например, топая, спрашивает: «Я прыгаю?», хлопая, задает вопрос: «Я кружусь?» и т. п.

Данная игровая ситуация побуждает ребенка правильно называть действия.

Дидактическое упражнение 2

Цель: развитие слухового внимания и контроля за речью.

- Взрослый просит ребенка внимательно послушать то, что он говорит. Если то, о чем он скажет, бывает, нужно хлопнуть в ладоши и повторить. Если не бывает – покачать головой и промолчать.

Затем взрослый четко и медленно произносит предложения:

• Кошка летает. Рыбка летает. Воробей летает. И т. д.

• Гусеница прыгает. Стол прыгает. Собака прыгает. Зайчик прыгает. И т. д.

• Топор плавает. Корабль плавает. Лодка плавает. Утюг плавает. И т. д.

• Шкаф ходит. Лампа ходит. Кот ходит. Курица ходит. И т. д.

Дидактическое упражнение 3

Цель: расширение, уточнение и активизация предметного словаря.

- Взрослый задает ребенку вопрос: «Что можно открыть?» и просит подобрать 5 слов – названий предметов. Ребенок отвечает полными предложениями, например: «Можно открыть дверь (книгу, крышку, банку, коробку и т. д.)»

Вопросы могут быть разные. «Что можно поднимать (лепить, двигать, есть, стирать, клеить, вешать и т. д. ?»

Взрослый может помочь ребенку с подбором слов, показывая предмет или его изображение.

Для подсчета количества названных слов можно воспользоваться фишками. Важно, чтобы ребенок не механически, а чувствовал себя активным участником игры.

Дидактическое упражнение 4

Цель: расширение, уточнение и активизация предметного словаря.

- Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и назвать их, а затем подумать и ответить на вопрос: «Кто прыгает (ходит, бегает, плавает, летает, ползает?»

Можно задать вопрос следующим образом: «Кто еще может прыгать (ходить, бегать, плавать, летать, ползать?»

После подбора слов по картинкам можно переходить к работе без наглядной опоры, помогая ребенку жестами, мимикой, подсказывающими словами (длинная, скользкая, мохнатый, косолапый и т. д.)

Дидактическое упражнение 5

Цель: расширение, уточнение и активизация глагольного словаря.

- Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку, или вспомнить, что он делает дома, на улице и т. д., и ответить на вопрос: «Что может делать мальчик (девочка? Ответ: (прыгать, играть, есть, пить, слушать музыку, катать машинку, чистить зубы и т. д.).

Затем ребенка можно попросить подобрать действия к другим картинкам или также вспомнить: «Что может делать мама (папа, щенок, котенок, и т. д. ?

Каждое названное ребенком слово фиксируется с помощью любой фишки.

Дидактическое упражнение 6

Цель: образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Взрослый показывает ребенку кукольную посуду, мебель, одежду, сравнивая их с реальными предметами, объясняет, что маленькие предметы надо называть по-другому – ласково: ложечка, шкафчик, пальтишко, бантик и т. д., (последний слог следует выделять голосом).

Можно использовать просто слова : комната, кухня, кастрюля, сапоги, носки, окно, стул и т. д.

Если ребенок неправильно образовал уменьшительную форму имени существительного ( например: туфлички, пальтичко и т. д., взрослый сначала называет ему два варианта и предлагает выбрать правильный, например: «Туфлички или туфельки?» И только если ребенок не может спрвиться с заданием, взрослый сам произносит правильную форму, а затем просит ребенка повторить правильный ответ.

Можно предложить ребенку сказку, в которой нужно изменить слова так, чтобы они звучали ласково:

«Жил-был в лесу маленький гном (ик, и был у него маленький дом (ик, и все, все, все было у него маленькое: у нас нос, а у гномика носик, у нас нога, а у гномика ножка. И т. д.

Дидактическое упражнение 7

Цель: согласование имен существительных с глаголами прошедшего времени мужского и женского рода.

- Взрослый просит ребенка рассмотреть изображение мальчика и девочки, а затем говорит: «В одном доме жили мальчик Саша и девочка Саша. Показывай на картинке того, о ком я скажу: ходила-ходил, бегала-бегал, играла-играл, прыгала-прыгал, ел, ела и т. п.» .

После того, как ребенок начнет безошибочно и осознанно показывать изображение мальчика или девочки, можно перейти к закреплению материала по другим картинкам. Вначале уточняется название каждого животного, а затем ребенку предлагается догадаться, про кого можно сказать: прыгала – прыгал, ползала – ползал, плавала – плавал, летала – летал и т. п.

Правильно составленное словосочетание повторяется ребенком несколько раз, например: плавала рыбка, плавал кит и т. п.

Дидактическое упражнение 8

Цель: подбор имен существительных соответствующего рода к местоимениям: мой, моя; подбор к местоимению имен существительных соответствующего рода по заданному обобщению.

- Взрослый просит ребенка назвать находящиеся в комнате игрушки, мебель, одежду и т. п. Затем спрашивает: «Про что из вещей можно сказать «моя?»

После того, как ребенок подобрал 7-8 имен существительных к местоимению моя, задается вопрос: «Про что можно сказать «мой?»

Если при подборе имен существительных ребенок испытывает затруднения, следует ему помочь, указав на подходящий предмет, но не называя его.

Рекомендуется специально выделять обобщения, с которыми будем работать (игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь и т. д.). Про какую игрушку можно сказать «моя (мой?»

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки»Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Дидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возрастаДидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. "Кто знает, пусть продолжает" (учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими значениями) Педагог называет родовое понятие слова,.

Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Консультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» ВидеоКонсультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» Видео Предлагаю вашему вниманию упражнения для игры в песочном ящике с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на развитие творческого мышления,.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Дидактические упражнения для обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста для детей с ТНР»
Опубликовано: 12 мая 2024 в 15:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Дидактические упражнения для обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста для детей с ТНР»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Маркарова (УИ 2688157) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД