Нестерова Валентина Николаевна
Консультация «Дидактическая игра как форма обучения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Лукоморье» городского округа город Михайловка Волгоградской области» структурное подразделение «Солнышко»
Консультация
«Дидактическая игра как форма обучения
детей дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель Нестерова В. Н.
г. Михайловка 2024 год
Огромную роль в развитии и воспитании ребёнка имеет игра, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей.
Публикация «Консультация „Дидактическая игра как форма обучения дошкольников“» размещена в разделах
Дидактические игры-одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Дети играют не только ради удовольствия и развлечения, они обучаются полезным знаниям и навыкам, развиваются, учатся быть хорошими друзьями, любить природу. Уважать окружающих. Дидактические (обучающие) игры малышам дают информацию, которую те не смогут усвоить самостоятельно лишь на основе наблюдений и воспроизведения явлений окружающего в обычной игре. Основной целью дидактической игры является умственное развитие ребёнка.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается речь, умение правильно выражать свои мысли. Чтобы начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это можно достичь различными приё мами: использование сюрпризов, загадок, считалок.
Организуя дидактическую игру с детьми раннего младшего возраста необходимо обязательно осуществлять показ игровых действий, знакомит с функцией игрушки, использовать разнообразный материал.
Задачи дидактических игр :
-изучить и систематизировать теоретический материал по теме;
-составить картотеку дидактических игр;
-повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактические игры.
Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания, то есть зависят от вида игры. В зависимости от содержания дидактические игры в раннем возрасте могут быть:
-по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
-по развитию мелкой моторики (движение пальцев, ладоней);
-по ознакомлению с природой;
-по ознакомлению с предметным миром.
Помимо этого, дидактические игры решают ряд других задач:
-развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками, нравственное воспитание малышей.
-развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).
Дидактическая игра – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В игре ребёнок развивается физически, получается преодолевает трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Основная особенность дидактических игр определена названием: это игры обучающие.
При проведении дидактической игры с малышами ясельной группы наиболее целесообразными приё мами являются:
-внезапное появление объектов, игрушек;
-загадывание и отгадывание загадок;
-создание игровых ситуаций (кукла заболела, хочет спать, есть);
-чтение малых фольклорных форм (потешек, песенок);
-обыгрывание игрушек, предметов;
-сюрпризность (нужно найти спрятанный предмет);
-изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, за шкафом);
-демонстрация взрослым последовательности игровых действий);
-элементы драматизации (дети воображают себя животными, вагончиками паровоза).
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
-игры с предметами;
-настольно-печатные;
-словесные игры.
Игры с предметами. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В нашей группе есть такие игры, как «Матрёшка», «Стаканчики», «Кубики», «Лабиринты» и другие.
Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища. Ориентировку в изменяющихся условиях игры; умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости. Такие игры как «Шнуровка», «Пробочки» и т. д.
Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках – ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного качества, содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи (яблоко красное, морковка оранжевая растёт на грядке).
Словесные игры- это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Подразделяются на сюжетно -ролевые игры и театральную деятельность. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию. Использую так же в своей группе театр (пальчиковый, настольный). Есть уголок «Ряжения», где выбираем одежду и играем в сюжетно-ролевые игры, такие как «Кухня», «Больница», «Магазин».
Значение дидактических игр очень велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребёнок развивает мелкие мышцы рук.
Использую следующие формы взаимодействия с родителями:
-выставка дидактических игр;
-оформление материала по данной теме на стендах;
-консультация по данной теме;
-пополнение дидактических игр в группу.
Используя в своей работе дидактические игры - дали большие результаты. Дети, которые плохо разговаривали, стали лучше говорить. С помощью игр у малышей развивается сенсорное восприятие, мелкая моторика, тактильные ощущения, речь. Например, играя в пирамидку, дети стали правильно складывать от большого к маленькому. Детишки, которые не разговаривают, слушая воспитателя выбирают нужный цвет, а детишки, которые разговаривают называют его. Аналогичные игры : «Бусы», «Стаканчики», «Конструктор». Играя с ними дети запоминают основные цвета. Некоторые детишки различают предметы по величине и форме. Дети стали самостоятельно использовать дидактические игры. С большим интересом и успехом играют в них.